«О, море в Гаграх, О, пальмы в Гаграх, Кто здесь бывал, тот не забудет никогда!». Я рос под слова этой песни, настоящего аудиоролика, рекламирующего достижения советской туриндустрии. Но первый раз побывать удалось только в 1997 году, перед самой армией. Запомнились двухчасовые очереди в столовые, дешёвая чача из-под полы, а точнее – из-под сидения у таксистов, наши белокурые девчонки в обнимку с усатыми брюнетами при деньгах. Честно признаюсь, было немного завидно и даже обидно. С тем и ушёл в войска…
Второй раз оказался в Гаграх уже в 1984-ом, картина «Зимний вечер в Гаграх». Совсем не сезон, начало ноября, купание в море сравнимо спортивному подвигу или пьяному безумству. Всё стало скуднее и дороже. Особенно чача. Но, как и в первый раз, присутствовало ощущение того, что это не грузинская территория. Наша, российская, просто много кавказских лиц среди моря славянских. В центральной гостинице Гагр, особенно среди уборщиц, так просто торжество пан-славянизма. Поинтересовался. Объяснили просто – абхазские женщины на работе не работают, моют полы исключительно дома. В этих словах явно звучало национальное превосходство, от которого недалеко и до межэтнических конфликтов. И после кто-то утверждает, что всё началось с Горбачёва…
В 1986 мы уже снимали в Сухуми. Тоже не в сезон, но цены в общепите зашкаливали. С бензином перебои, хоть вином заправляйтесь. И диковинные даже для Москвы разговоры – «нас скоро Америка купят, пошли нах и Москва и Тбилиси». Пытался дискуссировать, объяснять, что у Вашингтона таких недорогих курортов, хоть… мягким местом жуй, только оборудованных, цивилизованных, с работящим местным населением без понтов, да и поближе. А вот то, что прижмут грузины, тут к бабке не ходи, помчитесь за помощью к русскому Ивану, на чьи три рубля за раскладушку в курятнике целый год в кабаке сидите. В ответ оппоненты грозно надували щёки, пушили усы и пальцы, вращали глазами – «вот увидишь…». Ну, увидели, и кто оказался прав?..
Нет смысла вспоминать и, тем более, обсасывать детали того абхазско-грузинского конфликта, с чего и покатило. Наши симпатии однозначно были на стороне Сухуми, никто же не предполагал, что в той войне в отрядах абхазской обороны оттачивают мастерство в отрезании голов будущие чеченские полевые командиры. Где-то в этом заслуга личности тогдашнего президента Грузии Звияда Гамсахурдия, чьи речи перекликались с геббельсовскими. Помню, как взбесило высказывание Вахтанга Кикабидзе, обещавшего вырезать сто абхазов за смерть своего племянника. Даже «Мимино» перестал смотреть…
Многие годы ситуация с бывшей кавказской здравницей чем-то напоминала басню про лису и виноград. Где-то совсем рядом с дорогущим во все времена галечным Сочи располагался оазис дешевизны и песчаных пляжей. Вот только ехать отдыхать туда было стрёмно. Постоянная предвоенная ситуация, да ещё российская пресса периодически выплёскивала истории о том, как по наивной блондинке откуда-нибудь из Тюмени прошёлся батальон местных аборигенов, не спросив у неё на то согласия, а милиция только удивлялась – «как это «не хотела», а зачем же ты, такой белый, сюда приезжала?!». Нет, встречались, конечно, любительницы, но лучше уж было на Турцию подкопить.
Но вот три года назад нарыв лопнул. Пострадала Южная Осетия, Абхазия только выиграла, был ли у Тбилиси планы вслед за Цхинвалом атаковать Сухум, ещё неизвестно. Зато полное ощущение, что наши войска отбили атаки грузин и там. Теперь независимость Абхазии обходится России в 5.5 миллиардов рублей в год, ничего, коме фруктов (в основном цитрусовые и виноград) и туризма там нет. Да и не было, не припомню ничего промышленного, разве что очень местного значения. Зато экология – блеск! Только её на хлеб не намажешь и в бензобак не зальёшь.
Потому-то выборы президента Абхазии в России воспринимаются почти как назначение нового руководителя субъекта РФ. Но ещё с большей интригой, вертикали власти там нет, если изберут того, что с норовом, может и послать. Вот безвременно ушедший Сергей Багапш прилично себя вёл. Только и при нём из дотаций куда-то испарилось 347 миллионов, которые никак не может отыскать Счётная палата. Наши подозревают хищение, местные склонны расценивать, как «ротацию фондов». Что ж не ротировать-то, когда не своё…
Однако демократии в Абхазии не в пример больше, чем у нас. На момент начала выборов шансы всех трёх кандидатов были примерно равные, так, по крайней мере, уверяли политологи. В другой ситуации, это можно было расценить, как глубокий кризис не только действующей власти, но и всей политической системы страны. Но только не там, не на Кавказе, в маленькой республике, в которой все родственники, голосуют не за программу, не за идею, а за конкретную личность.
А личности таковы: вице-президент Александр Анкваб, премьер Сергей Шамба и один из лидеров оппозиции Рауль Хаджимба. Первые два считаются абсолютно пророссийскими политиками, просто каждого из них поддерживают разные кремлёвские группировки… хорошо, промышленные группы и политические объединения. При этом главное мочилово развернулось именно между ними. Несмотря на привычную договорённость «обойтись без чёрного пиара», у Шамбы в какой-то момент не выдержали нервы. С его подачи был вброшен компромат – якобы в тяжёлые годы Анкваб сотрудничал с грузинской разведкой. Но промахнулись, эффект от информационной бомбы был обратный. Та война для абхазов святое, для обвинений в предательстве нужны 100-процентные доказательства. А не сомнительные свидетельства бывшего министра обороны Грузии Китовани, который даже в Тбилиси числится фигурой нерукопожатной. Много лет живёт в Москве, как-то перебивается, всем ясно – тут всё дело в сумме гонорара.
То, что я прочитал про Анкваба, мне понравилось. Например, как он своим влиянием спас несколько сот грузин от расстрела, не побоявшись обвинений от своих в мягкотелости. К тому же, по свидетельству местных журналистов, он в меньшей степени расположен к семейственности в госуправлении. Согласитесь, ценнейшее качество для политика с Северного Кавказа.
А вот и третий, который оппозиционер. Оппозиционен Хаджимба тем, что не считает Абхазию должником России. То есть, по его логике, мы должны на свои деньги (с учётом местных откатов) восстановить всю инфраструктуру и тихо удалиться вон. Да, ещё запретить всем российским туристам вылет на египетско-турецкие курорты, пока они хотя бы по одному разу не сфотографируются на фоне гагринских пальм.
За это нам обещают… Да ничего нам толком не обещают. От военной угрозы со стороны Тбилиси (таковую я себе с большим трудом представляю) будут защищать олимпийский Сочи наши же военные базы, а от терроризма ни одна буферная зона никого не спасла. В международных организациях от Абхазии тоже толку ноль, её почти никто не признал и вряд ли признает. Дешёвый летний отдых? Зачеркните прилагательное «дешёвый», оно абхазов безмерно раздражает, не в их традициях.
Кстати, недавно общались с представителями одной из архангельских турфирм, организующих детский летний отдых. Так вот, они абхазское направление даже не рассматривают. Говорят – если что, ни они себя не простят, ни их самих родители детей. Я, как отец, такую позицию поддерживаю обеими руками…
Программа Хаджимбы называлась «75 шагов к справедливой и благополучной жизни в Абхазии», и вся пестрела словами «создадим», «разработаем», «усилим», «увеличим», но без каких либо конкретных предложений и рекомендаций к действию. Например, в ней содержится обещание «разработать демографическую программу». И главный пункт: «предусмотреть выплату пособий за каждого родившегося ребенка в размере не менее 50 тысяч рублей». Надо объяснять, из чьего кармана будут взяты деньги? Вот и я думаю, что это лишнее.
Но и Шамба не лучше (имеется в виду, для нас, для России). Среди пунктов его программы можно найти обещание предоставить каждому медучреждению «современную диагностическую аппаратуру», увеличить пенсии на 20% для обычных пенсионеров, а для ветеранов и инвалидов ВОВ - не менее чем на 50%. Ещё редусматривается расширение выдачи льготных кредитов, выделение бюджетных средств крестьянам для приобретения техники и удобрения, развитие курортной сети. В связи с последним есть обещание «оплатить широкую рекламную кампанию по продвижению курортов Абхазии за рубежом». В качестве целей значится и создание электронного правительства, правда, не уточняется, сколько компьютеров в республике и как широко развита эта сеть. Источники, вернее, источник финансирования этого нагромождения планов не уточняется, как само собой разумеющееся…
Сразу успокою, на выборах победил Анкваб, его считают самым здравомыслящим и самым умеренным. Он и кампанию-то толком не вёл, победил по-путински, на одном авторитете. Только по процентам победа эта не столь убедительна даже без разговоров о фальсификации результатов. По предварительной информации ЦИК Абхазии, на выборах 26 августа за Анкваба проголосовало 54,86% избирателей. Сергей Шамба набрал 21,04% голосов, а Рауль Хаджимба – 19,83%. По официальным данным, в выборах приняли участие 71,92% зарегистрированных избирателей, согласитесь, это много.
Получается, что чуть меньше половины жителей республики поддерживают кандидатов, во время избирательной кампании не чуравшихся откровенно националистических высказываний. Например, таких, звучавших из уст действующего премьер-министра: «Когда я или официальные лица говорим «абхазский народ», мы не имеем в виду греческую, армянскую или русскую общины. Мы имеем в виду только абхазов. Мы не строим здесь многонациональное государство с гражданским обществом, мы строим Абхазию для абхазов. В России этого до сих пор не поняли».
То есть, вы понимаете – Россия для русских, Германия для немцев и т.д., помните, к чему приводят подобные лозунги? Этот же политик заявлял, что разговоры о возвращении грузинских беженцев в свои дома нереальны в любой исторической перспективе. Думаю, в ООН их тоже услышал, запомнили и готовят нам вопрос – какой режим поддерживаете?
Да и у меня есть вопрос – почему Шамба так отозвался о русской общине в Абхазии, в смысле, что ей нет там места? А факты это подтверждают, русских из курортного рая постепенно вытесняют, тех, кто возвращается, не пускают назад.
Вот ещё цифры:
За 14 лет численность жителей Абхазии сократилась:
армян – на 41,4% (в Сухуми – на 54,5%),
русских – на 68,7% (в Сухуми – на 65,4%),
грузин – на 80,8% (в Сухуми – на 96,3%),
греков – на 86,6% (в Сухуми – на 90,5%).
Абхазы - единственная этническая группа, численность которой за межпереписной период увеличилась, в т.ч. в Сухуми - с 12,5% до 56,3%.
Тут и комментировать нечего, всё и так видно…
Когда читаешь материалы из жизни современной Абхазии, всегда натыкаешься на разрушительные последствия той войны. И это не столько памятники истории, сколько свидетельство местного разгильдяйства – ждут, когда придут и уберут. Это не просто так, а целая философия. Мне рассказывали, как прошедшей весной ведущую с РЕН-ТВ Марианну Максимовскую во время командировки в Цхинвал тыкали носом в груды битого стекла, три года валяющегося на улицах. В ответ она задала резонный вопрос – а самим-то что, слабО убрать? Замолчали, обиделись. Как же, ведь мы их защитили, считай, приручили.
Ох, и подсуропил же нам пишущий летчик Экзюпери со своим «Маленьким принцем»…
29 Авг 2011, 21:36