И захотелось тут же с кем-то драться им,
Идти в народ и не страшиться дыб.
Так родилась в России конспирация:
Большое дело - долгий недосып...
Наум Коржавин
У отца Глеба Якунина есть замечательное стихотворение под названием «Божественная конспирология». Ну, до божественной мы еще пока не доползли, а вот маниакальная конспирология нам завсегда по плечу.
Фильм о грядущем крахе доллара, показанный вчера Первым общероссийским каналом, оставил тягостное ощущение. И не то, чтобы открылось что-то новое в нашем менталитете, по сей день остающимся густосоветским.
Просто до чертиков надоело ощущать себя причастным к массиву галлюциногирующих, вечно униженно-оскорбленных соотечественников, в чьем воспаленном мозгу бродит то вожделенный кирдык Америке, то, подобно пушкинскому ученому коту, долгожданный закат Европы. Стыдно, братцы. Вы не краснеете от навязанной вам роли люмпена-пропойцы, обеспокоенного судьбой соседа, вынужденного ввиду кризиса с черной икры перейти на красную? Не становится менее стыдно даже от того, что слово в фильме дали самим американцам, а о пресловутом закате Европы первым обмолвился великий европеец Шпенглер.
Очень обидно от того, что все, к чему бы ни прикоснулся наш человек, обращается в труху и органические отходы. Что поделать – Мидасов нема. Зато в явном наличии Смердяковы пополам с Червяковыми, испытывающие сладострастный трепет от того, что удалось с истинно русской удалью нассать в душистое хозяйское харчо. Ради такого случая можно дать слово не только похожему на пораженного Альцгеймером Мише Леонтьеву, клацающему в телеэкране редкими зубками и таким образом изображающему прожорливую Америку (гипофиз Шарикова у обозревателя, что ли, просыпается?), но и самому Егору Тимуровичу Гайдару. Правда, разрешили включить только там, где Егор Тимурович журит Америку (как будто кто-то когда-то утверждал, что Америка непогрешима, как римский папа).
И впрямь, некисло вышло: мы, русские штольцы, сплошь гении да трудолюбцы – решили поучить уму-разуму ленивую Америку, обратившуюся в гигантскую Обломовку и занятую лишь производством ничем не обеспеченной денежной массы.
И не в том дело, что сами русские никогда ничего толкового не сделали (артель «Напрасный труд» в виде БАМа и никому не нужного канала «Волга - Чограй» не в счет, равно как и подкованная Левшой блоха). И даже не в том, что процедура вставания с колен давно разжижила мозг основной массе насельников страны России. Просто после таких передач невольно осознаешь, что все разговоры властей предержащих об инновационной активности и российской силиконовой долине стоят столько же, сколько бизнес-проект подземного хода пресловутого героя «Мертвых душ» (того самого, что с сахарными глазками).
В общем, конспирология, круто замешанная на маниакально-депрессивном психозе, по-прежнему бередит горячие сердца и беспокойно-широкие души русского человека, как во времена Достоевского и Тютчева. Даже на настоящем сайте, отнюдь не являющемся симпатизантом славянофильского вздора. Один православный блоггер бредит сильной армией, но не может ответить на элементарный вопрос – для чего динозавру мощный хвост, если тоненькие ножки его уже одрябли до последней возможности, а мозг усох до размеров ореха. Да и мезозой, если честно, подходит к концу.
Другой патриот повествует нам о Железной Леди, испугавшейся до сотрясения поджилок экономической мощи Советского Союза и заславшей нам вредительскую пятую колонну.
Не хотелось бы разочаровывать этих накачивающих себя патриотическим вторсырьем господ. Но правда нелицеприятна, подобно Нелицеприятному Судие, от Которого богоспасаемые россияне все время норовят отгородится зубастым частоколом гнилых ракет и прочего разлагающегося державного утиля. Излагаю для простоты в очень сжатом виде.
В современном глобализирующемся мире подходит к логическому завершению длительный процесс историко-культурного и социально-экономического противостояние конкурентоспособного меньшинства человечества (около 10-12% населения Земли) и проигравшего конкуренцию большинства. В ходе глобализации разрыв в доходах и доступе к ресурсам между этими двумя частями человечества резко возрос, возрастает и дальше будет лишь возрастать. Богатые, в соответствии со Словом Иисуса Христа (Лк. 19:26), будут становиться богаче, а бедные – беднее (православным патриотам рекомендую хоть иногда на ночь перечитывать первоисточник в виде Писания, а не только нетленку Нилуса и Снычева).
С таким положением неконкурентоспособное большинство никогда не смирится, и скрытое оппонирование рано или поздно перерастет в острую мировую конфронтацию. Какова же диспозиция нашей страны в сем разворачивающемся домостроительстве спасения? Все очень просто. У России есть возможность, при условии проведения взвешенной и компетентной политики схватиться за подножку уходящего поезда и въехать в периферию «золотого миллиарда». При этом, разумеется, ни о какой независимости не может идти речи – нужно будет по-христиански смириться с ролью малофункционального приложения. И не просто согласиться, сделав с хорошей миной кому-то одолжение, но еще и побороться за место сырьевого придатка, освоив ряд высоких технологий, необходимых для жизнедеятельности «золотого миллиарда». Этому сценарию противостоит чудовищный, сатанинский соблазн, растравливаемый «патриотами» (в терминологии Д.С. Лихачева – идиотами). Он заключается не в том, чтобы войти в арьергард прогрессивного мира, а в том, чтобы стать авангардом мировых геополитических отбросов.
Последнее невероятно просто – это описал Питирим Сорокин в блестящей теории социальных лифтов: нужно элементарно, подобно дохлой рыбе, расслабиться и плыть по течению тысячелетнего маразма и барахтаться в тухлых заводях архаического русско-советского мироощущения и жизнеповедения. Первое много сложнее: нужно, подобно Мюнхгаузену, вытягивать из этого болота за волосы самих себя (потому что Россия не нужна никому в современном мире), выпускать на свободу загнанный в подполье дух предпринимательства, волю к жизни, «протестантскую этику» (хотя бы внутри реформированной ордынско-византийской этики).
Надежды на подобный сценарий очень мало. Пока наше население, развесив лопоухие уши, не прекратит ожидать предсказанного Леонтьевым и Шевченко краха Соединенных Штатов, будет торжествовать лишь зоосад амбиций – в отличие от американской валюты, действительно не обеспеченных абсолютно ничем и оттого пустых, как лунный кратер. А значит, как повторял один огнезрачный протопоп, «инда побредем дале…».