Если в России за полгода до президентских выборов ещё ничего непонятно с «безальтернативным» кандидатом от «Кремлёвского округа», то в Америке за 14 месяцев до того же события кипят внутрипартийные страсти – мама, не горюй! Член палаты представителей конгресса США Мишель Бакман одержала первую победу над другими кандидатами от Республиканской партии, завоевав больше всего голосов избирателей в ходе проведенного республиканцами в городе Эймс (штат Айова) традиционного опроса мнения избирателей.
Бакман получила 4 тысячи 823 голоса (или 28,5%) из почти 17 тысяч голосовавших. Немного уступил ей конгрессмен Рон Пол, получивший поддержку 4 тысяч 671 избирателей. Бывший губернатор Миннесоты Тим Поленти, несмотря на то, что большую часть этого месяца провел в Эймсе в попытках завоевать симпатии электората, набрал вдвое меньше голосов – всего 2 тысячи 293 голоса.
Главный конкурент Бакман и победитель опроса в Эймсе в 2007 году – экс-губернатор Массачусетса Митт Ромни – значился в списках для голосования, но само соревнование проигнорировал. Другой сильный конкурент – нынешний губернатор Техас Рик Перри, лишь в прошлую субботу официально объявивший о своем участии в президентской гонке – даже не значился в бюллетенях, но, тем не менее, его имя вписали в бланки для голосования более 700 избирателей.
Именно за последней фамилией скрывается вероятное четырёхлетнее будущее Америки. . Перри – один из самых популярных республиканских политиков, в недавних опросах общественного мнения он занимал второе место после Митта Ромни, бывшего губернатора Массачусетса, который до сих пор считался главным фаворитом среди кандидатов-республиканцев. Шансы Рика Перри на победу оцениваются как довольно высокие. «Я думаю, он засунет Ромни в микроволновку, и включит ее на полную, — заявил бывший советник Джорджа Буша-младшего Марк МакКиннан, признанный спец в разгадывании политических кроссвордов. — Он выиграл несколько очень сложных предвыборных кампаний и прошел хорошее испытание боем».
Карьера главного кандидата от республиканцев примечательная. В 2000 году Рик Перри сменил Джорджа Буша на посту губернатора Техаса и после этого трижды выигрывал выборы — в 2002, 2006 и 2010 годах – поставив рекорд США по пребыванию губернатора у власти. Один из главных козырей будущей предвыборной кампании Перри — экономическое процветание в Техасе. Республиканцы заявляют, что во времена безработицы и бюджетного дефицита «техасское чудо» может стать примером для всей Америки. За последние два года почти 40% всех новых рабочих мест в США были созданы в Техасе, до недавнего времени бюджет штата был бездефицитным. Залогом успеха Перри считает низкие налоги и политику регулирования, благоприятную для бизнеса.
Тем не менее, критики Перри называют «техасское чудо» мифом. Значительная часть новых рабочих мест, которыми так гордится Перри, — низкооплачиваемые должности. По количеству людей, зарабатывающих меньше федерального минимума, Техас занимает первое место в США. А отказ Перри повышать налоги привел к тому, что планируя бюджет на 2012-2013 годы, правительство штата столкнулось с дефицитом в $27 млрд и было вынуждено серьезно сокращать расходы. Во многом экономический рост в Техасе объясняется не столько заслугами Перри, сколько ростом цен на нефть и интересом к разработке месторождений природного газа. Все это благоприятно сказалось на экономике богатого природными ресурсами штата — в прошлом году энергетический сектор здесь вырос на 16,8%.
Несмотря на дефицит бюджета, Перри не планирует повышать налоги. «Я губернатор, поддерживающий бизнес, и буду президентом, поддерживающим бизнес», — сказал он в интервью журналу Time. То есть, играет на противоходе с левым популистом Обамой. На его стороне симпатии техасских нефтяных магнатов и крупных бизнесменов. В 2010 деньги на его предвыборную кампанию в Техасе пожертвовали 24 миллиардера из списка Forbes.
Однако те, кому повезло побывать в США, а лучше, поколесить по ним, знают, настоящая Америка – это не Нью-Йорк, не Бостон и не Лос-Анжелос, это Техас. Страна ковбоев, верных американской мечте своих предков и традиционным ценностям, не меняющимся веками. Там живут слегка ленивые, неторопливые и не любопытные люди, проводящие всё свободное время в баре или перед телевизором с чипсами. Они всегда голосуют за своих. Неприглядная картинка, согласен. Но так есть.
Харизматичного Перри, способного на радикальные высказывания и действия, уже называют «Бушем на стероидах». Все в его социальных взглядах соответствует идеальной модели консерватора: он противник абортов и однополых браков, глубоко верующий протестант. В частности, он поддерживал устаревший закон о содомии в Техасе, запрещающий однополые связи, а когда Верховный суд США своим решением отменил закон, Перри назвал судей «девятью олигархами в мантиях». Неделю назад он выступил в Хьюстоне на религиозном собрании перед 30-тысячной толпой, где призвал молиться о выходе из кризиса и о том, чтобы Обама встал на верный путь. «Отец наш, наши сердца плачут об Америке. В наших домах раздор, на наших рынках страх, в стенах правительства злоба», — обратился он к собравшимся.
Биография Рика Перри подходит под определение «американской мечты» — он родился в семье бедных фермеров, собирался стать ветеринаром, и закончил Техасский сельскохозяйственный университет по специальности животноводство. В 1984 году он был избран в Палату представителей Техаса от Демократической партии, но уже в 1989 году перешел в ряды республиканцев. В 1998 он был избран вице-губернатором Техаса, став первым выпускником своего университета, достигшего такого успеха в политике. Перед избирателями он отлично играет роль «техасского парня». В 2009 году он прославился тем, что на одном из собраний Tea Party поддержал техассцев, призывавших к выходу штата из состава США в знак протеста против федеральной налоговой политики. Сейчас Рик Перри твердо намерен повторить успех другого «техасского парня» — Джорджа Буша.
Конечно, Перри далеко не идеальный кандидат в президенты, как впрочем, и глава штата. Тут надо чётко понимать – губернатор в Америке совсем не то, что в России. У них там у каждого штата свои законы, свои правила и свои налоги. На протяжении 11 лет Пери хвастался, что его налоговое бремя самоё лёгкое для избирателя. Делюсь собственным опытом: там приходится платить не только федеральный подоходный налог, но и местный. На круг из получки вычитают более 30 %, мне было обидно до слёз (правда, по чеку я работал недолго, в основном, за кэш).
Так вот, губернатор Перри отменил подушевой налог штата, покрывая убытки за счёт нефтяных доходов (та же удача, что и у Путина). Однако полгода назад выяснилось, что бюджет-то и не сходится. И не просто не сходится, а где-то примерно на 25 млрд. долларов. Это было для знающих людей не сюрпризом, но для простых избирателей, так просто серпом по интимному месту. В итоге весь 2011 год депутаты Техаса пытаются свести бюджет. Наконец у них это получилось, но штат потерял очень большое количество денежных средств на школы, на помощь престарелым и на медицину. Представьте подобный экономический катаклизм в государственном масштабе.
Тут я полностью согласен с тем, что Америка – не Россия. У нас, чтобы утратить доверие, надо ввести помесячную плату за посещение начальной школы. И то не факт, что на происки заокеанских спецслужб и масонов не спишут. В США всё происходит ненавязчиво и постепенно. В 90-ом был финансовый кризис в штате Массачусетс. Сначала в школе, где учились мои польские племянники, не стало секции бейсбола. Потом из учебного плана стали исчезать второстепенные предметы. Распустили один из четырёх хоров. Школьный автобус, развозивший детей, перестал заезжать на нашу улочку на окраине, экономя бензин. Так же постепенно за ужином в доме разговоры стали сводиться к правительству штата, зазвучали непарламентские выражения. Губернатором тогда был Дукакис, главный конкурент Буша-старшего на президентских выборах. И давно ли вы в последний раз слышали его фамилию? Исчез человек из политики, у них там так часто бывает.
Главный же кандидат от демократов, безусловно, Обама. Ему тоже не позавидуешь, ещё больше, чем любому из республиканцев. В преддверии избирательной кампании он только-только стал выполнять свой давний стратегический план по выводу американских войск из Афганистана. Понятно, что спешит и хочет проделать это ударными методами. И тут же нарывается на противодействие своего генералитета, правда, пока на дискуссионном уровне.
Не то чтобы высшие офицеры США за продолжение этой безмерно затянувшейся и финансово-ёмкой  военной кампании. Зато они прекрасно помнят, чем заканчивается столь поспешный выход из конфликта, замешанный на популизме одного человека.
В начале 1970-х годов президент Ричард Никсон переизбрался на второй срок под лозунгом скорого вывода войск из Вьетнама и переноса бремени борьбы с коммунистической агрессией просоветского Северного Вьетнама на плечи руководителей проамериканского режима в Сайгоне, столице Южного Вьетнама.
Точно так же, как сейчас происходит с режимом афганского президента Карзая. Тогда же это называлось «вьетнамизация конфликта», чем она окончилось, хорошо известно. Кадры панической эвакуации сотрудников американской миссии в Сайгоне под огнем коммунистических войск стали классикой профессиональной документалистики. Обама их, конечно, видел. Впрочем, учитывая его крайне левые политические взгляды, он тогда в 1975-м году, наверное, радовался поражению своей страны и победе прогрессивных ребят из Ханоя. Ну, а сам регион на годы погрузился в социалистическое болото, и только недавно встал на путь выздоровления.
Обаму совершенно не интересует мнение военных, мнение опытных военных, многие из которых считают, что коалиции удалось серьезным образом подорвать военные позиции талибов. Сохранение американского присутствия на более срок позволило бы постепенно их ослабить настолько, чтобы сделать возвращение талибов во власть невозможным. Однако это так же не интересует действующего президента, для которого начало вывода войск из Афганистана всего-навсего часть стратегии и борьбы за Белый дом на выборах в 2012 году. Ему важно сказать согражданам: «Мы завершаем войну». О том, какой ценой, он промолчит, а Америка в очередной раз забудет поинтересоваться. Разве что чуть позже всплеснёт руками: «И откуда на наших улицах так много афганского героина…».
Однако США та страна, которую не стоит расценивать однозначно.
Она докатилась до того, что лишили себя реального производства, но почти всё, чем мы  пользуемся в жизни, как минимум придумано и запущено в Америке. Там падает образование – но лучшие студенты и ученые всего мира тянутся в США. Она хамски агрессивна, нагло развязывает войны, но в эпоху господства этого мирового жандарма в мире нет по-настоящему больших войн. Она паразитирует за счет всего мира, печатая свою зеленую бумагу, но мир не хочет, не может, страшно боится создавать альтернативную валюту. Её влияние зримо падает, но никто не может с ними сравниться и никто не хочет взваливать на себя эту чертову ответственность за этот шарик.
И, с моей точки зрения, главное – Америку все ненавидят, при этом всё же по мере сил стараются ей подражать.
Так что не надо пренебрежительно отмахиваться – «их президентские выборы, это их дело». Оно всех коснётся. Будем наблюдать…