Владимир Овчинский, доктор юридических наук : В Китае расстреливают взяточников для сохранения легитимности правящей партии
21.07.2011 | 20:02
На днях в Китае расстреляли двух крупных чиновников: вице – мэра города Ханчжоу (провинция Чжэцзян) Сюй Майюна за получение взяток на 160 миллионов юаней (около 25 миллионов долларов) и вице – мэра города Сучжоу (провинция Цзянсу) Цзеня Жэньцзе за взятки на сумму 108,6 миллионов юаней (около 17 миллионов долларов).
Эти расстрелы являются логической реализацией стратегии развития Китая и его правящей партии. Выступая 1 июля с. г. с телевизионным обращением по случаю 90 – летней годовщины со дня основания Коммунистической партии Китая председатель КНР Ху Цзиньтао отметил, что «КОРРУПЦИЯ МОЖЕТ ПОСТАВИТЬ ПОД СОМНЕНИЕ ЛЕГИТИМНОСТЬ САМОЙ ПАРТИИ».
В российских СМИ из материала в материал кочуют данные о том, что только за период с 2000 по 2010 гг. в Китае было расстреляно за коррупцию около 10 тыс. чиновников.
На наш взгляд, цифра эта явно многократно завышена. По данным международных правозащитных организаций (которых причислить к друзьям Китая никак нельзя), в начале XXI века в КНР к расстрелу приговаривалось ежегодно менее 1 тыс. человек. Сюда входят и убийцы, и лидеры мафиозных структур, и наркобароны, и военные, и политические преступники. Коррупционеры же среди них – не самая массовая категория. На наш взгляд, наиболее достоверные данные приводит оппозиционное властям КНР издание «The Epoch Times» со ссылкой на официальное издание «Фачжи Жибао»: по итогам 2010 г. в Китае к высшей мере наказания и пожизненному заключению были приговорены 11 высших чиновников. Средняя сумма принятых ими взяток составляет 10 млн. юаней (1,4 млн. долл.), что на 20% больше 2009 г. Среди этих коррупционеров уровня провинциальных властей и выше семеро были приговорены к смертной казни, а четверо к пожизненному заключению.
Среди них – бывший заместитель председателя высшего народного суда КНР Хуан Суню. Его незаконный доход составил 5,1 млн. юаней (728,5 тыс. долл.). Самым коррумпированным оказался Чэнь Шаоцзи, бывший председатель Народного политического консультативного совета провинции Гуандун, который незаконным путем добыл 29,6 млн. юаней (4,2 млн. долл.).
Жестокое наказание понесли чиновники самого высокого ранга.
В 2010 г. был расстрелян вице-мэр Пекина Лю Чжихуа. Он семь лет возглавлял управление китайской «Силиконовой долиной» – наукоградом Чжунгуанцунь в северо-западном университетском предместье Пекина. Кроме того, расстрелянный вице-мэр сумел крупно нажиться на пекинской Олимпиаде 2008 г. Сделав свою любовницу хозяйкой одной из строительных компаний, он давал ей выгодные подряды на возведение олимпийских объектов и к тому же брал взятки за отвод земельных участков.
Среди наиболее громких дел, связанных с коррупцией в высших эшелонах власти, следует отметить осуждение председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чэна Кэцзе. Вице-спикеру китайского парламента было предъявлено обвинение в хищениях в особо крупных размерах. Бывший вице-спикер прежде был губернатором провинции Гуанси. Он оказывал предпринимателям незаконные услуги и получил за это взяток на 4,5 млн. долл.
Разоблачение вице-спикера потянуло за собой целый шлейф коррупционных дел в провинции Гуанси. Был расстрелян мэр г.Гуйян Ли Чэнлун, присвоивший более 500 тыс. долл.
В декабре 2010 г. к смертной казни с отсрочкой приведения приговора в исполнение на два года приговорен бывший вице-мэр города Дунин восточной китайской провинции Шаньдун Чэнь Синлуань. Он обвиняется в коррупции и растрате средств общественных фондов. Как было установлено, находясь на государственных должностях с 1999 по 2008 гг., Чэнь Синлуань получил в качестве взяток от различных компаний и частных лиц 21,87 млн. юаней (3,3 млн. долл.), а также растратил из общественных фондов 16,5 млн. юаней (2,5 млн. долл.).
Отсрочка приведения приговора в исполнение была применена судом в связи с тем, что Чэнь Синлуань искренне раскаялся в совершенных преступлениях и вернул незаконно приобретенные денежные средства.
В ноябре 2010 г. к пожизненному заключению был приговор бывший руководитель одной из крупнейших китайских госкорпораций China National Nuclear Corporation Кан Жисинь. Суд установил, что будучи руководителем корпорации с 2004 по 2009 гг., Кан получил взяток почти на 1 млн. долларов.
В 2009 г. к смертной казни был приговорен Ли Пэйлин, возглавлявший госкомпанию, управляющую пекинским аэропортом. Ему вменили в вину получение взяток и растрату на 16 млн. долларов США.
Коррупция в Китае пронизывает все структуры исполнительной и законодательной власти, в том числе и органы, которые призваны бороться с этим преступлением.
В частности, при расследовании дела о коррупции вице-спикера Чэна Кэцзе у него было обнаружено почти 8 млн. долл., которые были присвоены сотрудниками созданного в прокуратуре управления по борьбе с коррупцией. Пришлось расследовать деятельность 1377 инспекторов. Причем 756 из них получили партийные взыскания, а 73 были привлечены к уголовной ответственности.
Активно искореняется коррупция в правоохранительных органах. Замминистра общественной безопасности КНР генерал Ли Цзичжоу был разоблачен как участник преступной группы, причастной к контрабанде автомашин и нефтепродуктов на 3 млрд. долл. Фигурантами этого дела стали около 200 чинов полиции и таможни г.Сямынь.
Расстрелян бывший глава госуправления Китая по надзору за качеством продуктов и медикаментов Чжэн Сяоной.
В 2010 г. за получение взятки арестован мэр г.Шэньчжэнь, где расположена одна из крупнейших экономических зон страны. Ему также грозит смертная казнь по обвинению в коррупции.
Жесточайшие репрессии проводятся не только в отношении крупных чиновников. Под страхом гильотины находятся в Китае и крупные бизнесмены – местные олигархи.
В декабре 2009 г. к смертной казни приговорена самая молодая в стране миллионерша по имени У Ин. Суд средней инстанции города Цзиньхуа признал 28-летнюю бизнесвумен виновной в получении обманным путем 384 миллионов юаней (56 миллионов долларов) и приговорил ее к высшей мере наказания.
Начавшая свой бизнес с простого «салона красоты», У Ин к 2006 г. стала известна всей стране благодаря созданию собственного холдинга «Беньсэ». В сферу деятельности концерна входили гостиничный бизнес, универсальные магазины, Интернет-кафе, продажа автомобилей, производство строительных материалов и сеть прачечных.
Предпринимательница, используя пирамидальные схемы и обещания высоких процентов, привлекла многомиллионные средства 184 инвесторов. Эти средства она использовала на личные нужды, возврат кредитов и функционирование холдинга.
Также к смертной казни приговорен экс-глава одной из крупнейших компаний мира – китайского нефтехимического гиганта Sinopec Чэнь Тунхай. Исполнение смертного приговора Чэнь Тунхаю суд отсрочил на два года.
В конце 2009 г. арестован Хуан Гуанью – самый богатый человек в КНР, чье личное состояние оценивается в 6,3 млрд. долларов. Его обвиняют в «серьезных экономических преступлениях». Помимо Хуан Гуаньюя арестованы его брат, а также главный финансист принадлежащей олигарху ритейлерской группы Gome. «Дело Gome» является самым громким антиолигархическим процессом в истории КНР.
Китай в ближайшие годы вряд ли пойдет на ограничение репрессий. Ведь масштабы коррупции и организованной преступности остаются огромными.
По оценкам китайских экспертов, экономические потери от коррупции в КНР ежегодно составляют 13-17% ВВП, около 20% государственного финансирования оседает в карманах недобросовестных чиновников. «The Epoch Times» в январе 2010 г. писал, что согласно данным дисциплинарной комиссии компартии Китая, за последние 30 лет за границу из страны убежали более 4 тысяч партийных чиновников, которые прихватили с собой более 50 млрд. юаней (7,1 млрд. долл.).В среднем получается по 100 млн. юаней (14,2 млн. долл.) на беглеца.
Согласно статистике World Luxury Association (WLA), еще в 2007 г. Китай вышел на 3-е место в мире по сумме расходов на покупку предметов роскоши. Большую часть потребителей этих предметов составляют партийные чиновники.
Шальные коррупционные деньги разломали и нравственные устои китайской партийной элиты. Бывший заместитель председателя политического консультативного совета уезда Чженбин провинции Хэнань У Тяньси был обвинен судом за изнасилование 24 школьниц. В марте 2008 г. полиция поселка Бичао провинции Цзянси арестовала директора местного отделения телеканала KTV, а также начальника поселкового райкома партии за принуждение к сексу около 20 школьниц, некоторых из этих детей заставляли делать аборты, у некоторых произошли выкидыши. А в начале апреля того же года в городе Сишуе провинции Гуйчжоу было начато расследование по факту существования притона, в который поставляли школьниц. В этом деле были замешаны школьный учитель и 5 партийных функционеров.
* * *
Оправданы ли такие жесткие репрессивные меры в борьбе с коррупцией?
Главное для меня, как криминолога, в этом опыте – это осознание того, что при переходе от жесткой административной плановой экономики к рынку на волю вырывается «джин свободного предпринимательства», который тянет за собой алчность, авантюризм, экспансию. Китайцы своевременно поняли, что этого «джина» надо сдерживать всеми возможными средствами. Не последнюю роль здесь играют и жесткие репрессии. Мы не призываем, как в Китае, расстреливать коррупционеров. Может, для этой гигантской страны смертная казнь – действительно вынужденная мера, чтобы не допустить хаоса и криминальной анархии. Но применять действующие в России, достаточно жесткие законы для коррупционеров и бандитов ведь можно! Но почему-то они применяются очень странно.
Разве не патологией является то, что в условиях разгула коррупции реальное лишение свободы применено в 2004-2010 гг. только к 14-25% взяточников? Причем за последние 7 лет только один взяточник получил по приговору суда максимальный срок лишения свободы!
Не прислушаться ли нам к мудрому изречению Дэн Сяопина о том, что «социальные уродства мягкой рукой не выведешь»?