Не в переносном смысле, а в самом прямом - почти уже достали чекиста, поехавшего проветриться в Австрию. А может, не проветриться, а по службе, или какой иной надобности. Полковник КГБ Михаил Головатов, вероятно, полагался на пословицу "кто старое помянет, тому глаз вон". Но он забыл ее продолжение: "а кто забудет - тому два".
20 лет назад товарищ Головатов был заместителем командира группы "А" КГБ СССР (больше известной как группа "Альфа"). 13 января 1991 года он командовал отрядом из 65 офицеров, которые штурмовали телебашню в Вильнюсе и удерживали ее до подхода войск МВД. Результат военной операции - 15 погибших и около 600 раненых.
Такими мерами Москва пыталась сохранить свое влияние в Прибалтике и не допустить реального выхода из СССР Литвы, уже провозгласившей свою независимость. За несколько дней до этой бойни генеральный секретарь ЦК КПСС, президент СССР и верховный главнокомандующий вооруженными силами Михаил Горбачев требовал от Литвы отмены "антиконституционных актов" о независимости и восстановления действия советской Конституции. Однако судорожные попытки спасти советскую империю были агонией коммунистического режима. Учиненные Горбачевым кровопролития в Тбилиси, Вильнюсе, Риге и Баку не остановили ни распад СССР, ни обретение независимости бывшими советскими республиками.
За минувшие с тех пор 20 лет не было слышно, чтобы кто-то раскаялся в использовании военной силы против гражданского населения. Ни те, кто отдавал приказы, ни те, кто их выполнял, слов сожаления не произнесли. Михаил Горбачев от ответственности благополучно увиливает, объясняя свое тогдашнее якобы неведение о событиях в стране большой занятостью в те дни другими делами (версия для дурачков), а теперь ссылается на плохую память, Нобелевскую премию мира и заслуги перед отечеством (версия для сердобольных).
Литовское правосудие амнезией и стокгольмским синдромом не страдает. За преступления советских военных и чекистов против гражданского населения, совершенные в январе 1991 года, суд в Вильнюсе в 1996 году уже приговорил шестерых человек по обвинению в попытке государственного переворота и убийстве. Среди них секретари ЦК КП Литовской ССР Миколас Бурокявичюс и Юозас Ермалавичюс, приговоренные соответственно к 12 и 8 годам тюрьмы. Еще 23 человека были объявлены в розыск. Опрометчиво променяли земной суд на страшный бывшие министр обороны СССР Дмитрий Язов, председатель КГБ СССР Владимир Крючков и секретарь ЦК КПСС Олег Шенин.
Среди оставшихся в розыске числится полковник КГБ в запасе Михаил Головатов. 14 июля он был задержан австрийской полицией в Вене по европейскому ордеру на арест. Пробыл он за решеткой совсем недолго. Уже через несколько часов австрийский суд постановил, что претензий к чекисту не имеет, и решил его в Литву не выдавать. Чем вызвана такая потрясающая оперативность суда и какие интересы за этим стоят, будет выяснять, вероятно, Генпрокуратура Литвы. Пока что известно, что к освобождению Головатова из австрийского плена экстренно подключились Генпрокуратура и МИД России.
Вильнюс уже высказала свое недоумение и возмущение. Посол Австрии вызван для объяснений в МИД Литвы на понедельник. Можно не гадать, что ответит дипломат литовским властям: судебная власть в Австрии отделена от исполнительной, и суд в своих решениях независим. Потом будут сказаны всякие вежливые слова и не сказано то, что и так всем известно: импорт природного газа в Австрии на 60 процентов обеспечивается Россией. Межгосударственный скандал побушует и утихнет, после чего все сделают соответствующие выводы.
Литва убедится, что ее партнеры по Евросоюзу хороши до тех пор, пока под угрозу не попадают их дружеские или деловые отношения с Россией.
Австрия сделает хорошую мину при плохой игре и вряд ли откажется от своей исторической привычки сидеть сразу на двух стульях.
Россия в очередной раз удостоверится во всепобеждающей силе энергетического диктата и посмеется над пресловутым приоритетом права в западных демократиях.
Головатов со товарищи будут впредь осторожнее, понимая, что в какой-нибудь другой стране фортуна может от них и отвернуться.
Убийцы по должности воспрянут в России духом, понимая, что родная чекистская власть ни сдаст их, что бы они ни делали в прошлом или будущем. Они уже сейчас рассказывают байки о холостых патронах в своем оружии и обязанности исполнять приказы начальства.
Россияне никаких новых выводов для себя не сделают. К тому, что убийцы на государственной службе у нас безнаказанны, мы уже давно привыкли.
Михаил Горбачев, ответственный за кровопролитие в Вильнюсе, никаких уроков из этой истории, вероятно, тоже не извлечет. Уж если суд в Вене убийство 14 литовцев и одного российского спецназовца не считает достаточным основанием для судебного разбирательства, так что же взять с тогдашнего первого в стране коммуниста?
Неожиданным положительным последствием этой истории стало опровержение рассказов Михаила Горбачева насчет его мнимого неведения о событиях в Вильнюсе. Опровержение это сделано одним из основных участников тех событий - находящимся в розыске в Литве и живущим ныне в Белоруссии генералом Владимиром Усхопчиком (в 1991 году он командовал гарнизоном советских войск в Вильнюсе). В интервью российской газете "Взгляд" Усхопчик, ныне замминистра обороны Белоруссии, характеризуя Головатова, говорит: "Этот офицер выполнял приказ, был верен присяге. В 1991 году мы все выполняли приказ, который был дан верховным главнокомандующим". Верховным главнокомандующим был тогда Михаил Горбачев.
Вся эта неоконченная истории имеет по крайней мере еще один положительный результат - она дает надежду. Надежду на то, что где-то правосудие еще не задушено и не подкуплено. За 20 минувших лет Литва направила в разные страны почти сто запросов о выдаче лиц, повинных в преступлениях против гражданского населения. Особого успеха это не имело, но упорство, с которым литовское правосудие добивается наказания преступников, достойно восхищения.
Остается надежда, что организаторы массовых убийств и их исполнители, "погулявшие" в последние годы существования СССР и разгулявшиеся уже по-настоящему на Кавказе в новые российские времена, когда-нибудь все же предстанут перед судом. Как, например, в Тунисе и Египте или даже в Камбодже, где коммунистов судят за события сорокалетней давности. Чем Россия хуже?