В минувший понедельник в Сочи состоялось заседание Совета Россия-НАТО на уровне постоянных представителей. Участников мероприятия во главе с генеральным секретарем альянса Андерсом Фогом Расмуссеном принял российский президент Дмитрий Медведев, который находился там с рабочей поездкой (везёт же некоторым с командировками…).                             

Встреча обещала быть непростой, некоторые российские политики даже называли её  переломной в переговорах по созданию системы противоракетной обороны в Европе. Ожидалось, что Москва поставит перед альянсом некий ультиматум.  Например, будет настаивать, чтобы западные партнеры предоставили ей гарантии ненаправленности средств ПРО против российских сил ядерного сдерживания. Иначе… Дальше шло что-то невнятное о перспективах новой «холодной войны».

Организаторы встречи российских и натовских представителей не скрывали, что Медведев позвал в российский курортный город руководство НАТО именно потому, что переговоры в этой сфере зашли в тупик. А от постпреда РФ при альянсе Дмитрия Рогозина российская пресса узнала о худшем сценарии, который рассматривает Москва на случай провала.

«У нас много накипело и есть что сказать партнерам. Мы наблюдаем искусственное торможение переговоров по ПРО. Если устраивающего нас варианта не будет найдено, мы применим ответные меры», - заявил он, дав понять, что президент Медведев «напрямую изложит» руководству НАТО российскую позицию. По его словам выходит, что эта позиция, по сути, представляет собой срочный ультиматум.

У меня в очередной раз возникло недоумение, зачем современному Кремлю нужен такой реваншист на международной арене, да ещё и по уши замазанный в национализме. Но, как показало дальнейшее развитие событий, бывший лидер политического проекта «Родина» в очередной раз выступил в роли малолетнего зачинщика драки, когда как «старшие пацаны» были расположены мирно договариваться. Ничего нового, такое в Замоскворечье моего детства случалось через день…

Однако пока постпред Рогозин продолжает нагнетать напряжённость. По его мнению,  ответные меры будут состоять из трех элементов. Прежде всего, это форсированное создание системы воздушно-космической обороны (ВКО), которая объединит войска противовоздушной и противоракетной обороны, систему предупреждения о ракетном нападении и систему контроля космического пространства. Именно Рогозину будет поручено провести для представителей НАТО брифинг по развитию этой системы. А услышат они вот что: ВКО - это российский аналог системы ПРО, который прикроет всю территорию страны. Создаваться он будет в любом случае, вопрос лишь в том, в какой форме. Если с НАТО удастся договориться, в концепцию будут внесены коррективы.

Во-вторых, «российский ответ» на случай упорства Запада будет связан и с наращиванием стратегических наступательных сил, пугает натовцев Рогозин. Прежде всего, речь идет о развертывании на западных границах РФ мощной ударной ракетной группировки.

Наконец, в-третьих, для того, чтобы этому процессу ничто не мешало, Москва готова выйти из нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), подписанного президентами России и США в апреле 2009 года.

Таким образом, в случае отсутствия прогресса на переговорах с НАТО по ПРО Россия готова пожертвовать даже главным внешнеполитическим достижением Медведева. То есть, ещё до конца первого срока, наш штатский во всех смыслах президент может превратиться из «голубя мира» в «ястреба войны». Российской глубинке такое перерождение несомненно понравится. Возникнет привычная атмосфера существование во вражеском кольце, когда любые бытовые неудобства можно списать на заботу о безопасности страны. Как к этому отнесутся в Вашингтоне и Брюсселе? Об этом должна болеть голова у кого-то другого.

"Мы не хотим никого пугать и переводить общение с НАТО на язык страшилок, - сказал Рогозин. - Но мы должны честно предупредить обо всех возможностях, чтобы НАТО думало о последствиях своих действий. Если искать компромисс - вариантов масса. В противном случае выбора у нас не останется».

И он же подытожил: «Сотрудничество в сфере противоракетной обороны - это индикатор того, до какой степени Россия и Запад способны договариваться и доверять друг другу. "Вопрос здесь даже шире НАТО, которая является всего лишь военной машиной Запада. В действительности сейчас речь идет о формировании новых взаимоотношений между европейским Востоком и европейским Западом». Как видим, этот официальный представитель России в западных структурах тоже является сторонником «особого пути», а не вхождения своей страны в «европейскую семью» на общих основаниях.

Рогозин ещё раз повторил, что лучший вариант развития отношений России и НАТО по ПРО - это полный отказ от создания этой системы: «Нет ПРО - нет проблемы», - выразился он. Однако этот вариант, по мнению российского постпреда, «уже фактически ушел в прошлое - дело слишком далеко зашло». Из посыла следует – надо искать пути к договорённостям, ибо воевать никто не хочет. С ума сойдёшь от такого политеса…
Ещё на этой встрече в обязательном порядке должна быть затронута ливийская тема. С недавних пор Вашингтон открытым текстом критикует остальных членов НАТО за недостаточно активное участие в ливийской операции. Речь идет как о нежелании «марать руки», так и о том, что у большинства членов НАТО действительно не хватает средств на финансирование операции против Триполи.

В предварительном интервью генсек альянса Андерс Фог Расмуссен пояснил, что речь о «марании рук» не идёт в принципе, лишь забота о жизни и здоровье гражданского населения Ливии, давно страдающего от действий полковника-диктатора. Недавняя выдача ордера на арест Каддафи и двух его ближайших помощников Международным уголовным судом по подозрению в совершении преступлений против человечества показала, почему резолюция была необходима, почему НАТО предпринимает меры военного характера, и почему будет продолжать оказывать давление на Триполи до тех пор, пока не выполнит поставленную задачу. При этом, подчеркнул генсек, НАТО - это альянс суверенных государств. И каждое из них имеет право принять собственное решение, как лучше всего участвовать в операциях альянса. США снабдили авиацию альянса уникальными техническими средствами, например, возможностью дозаправки самолетов в воздухе. Но европейские союзники и Канада возглавили операцию - совместно с партнерами в регионе в лице оппозиции Каддафи. Они предоставили большую часть авиации и все корабли, участвующие в операции «Объединенный защитник». По мнению Расмуссена - это солидарность в действии.

А вот что главный евро-атлантический чиновник говорит о сотрудничестве его организации с Россией: «НАТО очень заинтересовано в работе с Россией по улучшению безопасности Европы и всего мира. Мы сотрудничаем в борьбе с терроризмом, пиратством, наркотрафиком, вместе способствуем стабилизации ситуации в Афганистане. Также это причина, почему мы пригласили Россию к обсуждению того, как мы могли бы улучшить нашу взаимную безопасность, сотрудничая в сфере противоракетной обороны. Если НАТО и Россия смогут реализовать стратегическое партнерство, это станет началом длинного пути к созданию доверительных отношений. На это, кстати, направлены и российские предложения по ПРО».

Из того же интервью: «Вот почему я много раз говорил, что НАТО не представляет угрозу для России. Скажу больше. Эти ценности - мир и безопасность - как раз и составляют причину, почему мы так заинтересованы в улучшении отношений с Россией. НАТО существует, чтобы обеспечивать безопасность своих членов. А лучшего способа улучшить безопасность, чем иметь хорошие отношения со своим самым важным соседом, нет».

Получается, НАТО к нам со всей душой, с распростёртыми, можно сказать, объятиями, а мы на это в лучших традициях «совковой дипломатии» лишь «дуем щёки» и «морщим джинсы». Что ж, тоже политика. Только устаревшая, деструктивная…

В итоге в Сочи всё прошло спокойнее, чем предрекал Рогозин. Наше предложение создать совместную ПРО никто не отклонил. Ни Соединенные Штаты, ни НАТО не заявили, что все это ерунда. Напротив, они согласились с тем, что это серьезный вопрос, и надо искать подходящие решения. Решения, которые мы до сих пор предлагали – либо совместная система, либо секторальная ответственность – безусловно, нуждаются в серьезных проработках. Но об этом стороны решили продолжить на ближайшей встречи в Чикаго. Рискну предположить, что на той территории наш президент Медведев будет ещё более миролюбив в отношении западных партнёров.

Так зачем пугал народ российский постпред в НАТО? Похоже, Дмитрий Олегович всерьёз собирается вернуться с дипломатической службы в большую политику. Играть в либерала ему бесполезно, никто не поверит, да и самого с души воротить будет. А вот напугать всех внешней угрозой, особенно исходящей от американцев, этому Рогозина и учить не нужно. По моим выкладкам получается, что он в творческом запале просто превысил свои полномочии, «пересолил». Что ж, бывает…

Кстати, пока остаётся непонятным, на чьей стороне решил выступить этот, в недавнем прошлом, одиозный политик, сравнивавший московских кавказцев с мусором в телевизионной предвыборной рекламе. Пока, вроде бы, на стороне силовиков (их кандидат в рекламе не нуждается). Трудно представить, что «Народный фронт» всерьёз начнёт бороться с таким внутренним врагом, как коррупция, «общество самоубийц» в него не входит. А вот создать внешнего, да ещё западного, это, как говорится, хлебом не корми. Главное, что от такой борьбы никто серьёзно не пострадает. Зато в перспективе голосов на выборах принесёт – будьте-нате.

Но у Дмитрия Медведева совсем иная предвыборная стратегия. Он хочет войти в президентскую кампанию миротворцем, договорившимся с Западом, но на взаимовыгодных условиях и без национальных унижений. Возможностей полно – общие позиции с НАТО по вопросам международного терроризма, борьбы с афганским наркотраффиком, ядерной программе Ирана и пр. Да, с Ливией вышла заминка и неувязочка, так ведь по любому решится. Ну, а ПРО, если что, американцы и без нас поставят в любой стране, в какой захотят, мощей у Вашингтона на это хватит. Только мы тогда останемся не при делах и с испорченными отношениями. Не представляю россиянина, который всерьёз верит в то, что ракеты Запада будут нацелены в нашу сторону. Разве что, завсегдатая московской больницы им. Алексеева (Кащенко)…

Сами посудите, какой смысл Европе с Америкой на нас нападать? Все мы исповедуем христианские религии, живём в одной политической системе (капитализм) и, простите за излишнюю подробность, относимся к одной расе. Об остальном всегда можно договориться.

Остаётся нашему президенту объяснить западным коллегам (прежде всего, американскому Обаме), что речистый Рогозин всего лишь дань политике нулевых - «у советских собственная гордость». Рудимент ушедшей эпохи, который или сам отвалится, или отчикают скальпелем.

И всё между нами будет зашибись! Главное, меньше слов, больше дела…