Вслед за депутатами Государственной думы представители российского дипломатического ведомства согласились с блестящей идеей адекватного ответа тем европейцам, кто вздумает составить списки невъездных российских чиновников, причастных к смерти Магнитского и другим злоупотреблениям здешней власти. Ничего нового в такой инициативе нет, и особо великой державой в своем раздражении Россия выглядеть не будет: соседняя Беларусь давно уже составляет "черные списки" в ответ на нежелание Запада видеть в своих пределах Александра Лукашенко и других выдающихся политических и общественных деятелей белорусской современности. А не так давно в этих списках стали оказываться и россияне - несмотря на союзное государство и прочие совместные удовольствия.
Но те, кто всерьез думает о составлении списка врагов, должны все же призадуматься - а нужно ли этим врагам в Россию? Запрет на въезд в Соединенные Штаты или страны Евросоюза имеет совершенно практические последствия для остающихся дома - там, на ненавидимом, но вожделенном Западе, вся их жизнь. Там их счета, их дома, их квартиры, их виллы, там учатся их дети, там они прожигают жизнь на деньги, беспощадно и ненасытно выкачиваемые из России. Может быть, какой-нибудь российский депутат или дипломат знает иностранного коллегу, прячущего деньги в Сбербанке, выстроившего виллу на Рублевке или отправившего ребенка учиться в какую-нибудь особо продвинутую московскую гимназию или Санкт-Петербургский университет, прямо на факультет, подаривший миру Владимира Путина и Дмитрия Медведева? Нет таких знакомых? Так кому же тогда въезд запрещать?
В инициативе российских политиков можно увидеть пренебрежение к Западу - но на самом-то деле это уже привычное для временщиков пренебрежение к самой России. Великобритании, Франции, Германии, Швейцарии или Соединенным Штатам не нужно себя рекламировать - миллионы людей во всем мире уверены в высоком жизненном стандарте этих стран, в комфорте проживания там, в надежности банков и сервисе курортов. И российские политики в этом уверены - при всей декларируемой любви к Сочи они норовят проводить время в Париже и Риме, Женеве и Лондоне, на Лазурном Берегу и во Флориде, да мало ли где еще - и при этом с глубочайшим презрением относятся к обворованному населению, вынужденному - в лучшем случае - довольствоваться Египтом или Турцией.
Но Египет и Турция делают все возможное, чтобы открыть себя миру, привлечь как можно больше гостей, выстроить привлекательную инфраструктуру... России - если она в самом деле хочет зарабатывать деньги на развитии туризма и избавиться от репутации бесконечной Сибири, по которой ходят белые медведи, завтракающие инакомыслящими прямо на Красной площади, - нужна именно такая открытость. И списки врагов Отечества вряд ли будут этой открытости способствовать - зато станут еще одной демонстрацией неадекватности российской политической элиты, ее упрямого нежелания замечать, в каком мире она находится.
Удивительно, что депутатов поддержал Сергей Лавров - тот самый Лавров, который после своего назначения министром иностранных дел России и возвращения из Нью-Йорка публично объяснял, что его семья какое-то время еще останется в Соединенных Штатах, потому что ей будет непросто адаптироваться. За прошедшие с момента назначения годы отлично адаптировался сам министр, крепко усвоивший простое российское политическое правило - с чем большим усердием ты потакаешь безумию, тем устойчивее твое положение. Тем более что такое усердие совершенно безболезненно - депутаты порадуются, на Западе посмеются и забудут. А что все это в конечном счете вредит государственным интересам России - так кто ж о ней, об этой России, думает, кого из власть имущих она на самом деле интересует?