Живу я в поселке Нижний Одес. Чем он примечателен? Тем, что строился после развала системы ГУЛАГа, во времена нефтяного бума в Республике Коми. Поселок благоустроенный, компактный - около 70 многоквартирных домов, в основном пятиэтажных. Это примерно четыре тысячи квартир с газом, горячей и холодной водой,канализацией и централизованным отоплением. Последние бараки были снесены еще до распада СССР.

Казалось бы, живи и радуйся - раз в четыре года выбирай из своей среды лучших в депутаты, голосуй за программу развития своего муниципалитета и получай от ее реализации все блага... Не тут-то было. Развития нет. Тарифы на коммунальные услуги и содержание жилья год от года растут, а условия жизни в домах с каждым годом ухудшаются. Народ на кухнях ропщет, ругает власть и … от нее же ждет манны небесной.
Наверняка мне кто-нибудь возразит: мол, не могут дома ветшать, мы управляющим организациям на содержание жилья приличные деньги платим, да и государство три года назад на капитальный ремонт немало денег выделяло. Но, думаю, все знают, куда делись государственные деньги. Кто не знает, напомню, что сказал премьер-министр: «Разворовали…».
В Нижнем Одесе эти деньги освоили на крышах. Не буду продолжать тему. Хотя один главный вопрос все равно на языке крутится: «А нужна ли была вообще смена шифера на крышах многих домов?»
Вернемся к теме ветшающих домов. Первая волна реформ, которая должна была решить эту проблему через самоуправление граждан на уровне домов объединенных в ТОСы, или органы территориального общественного самоуправления, отхлынула, не оставив следов. В Нижнем Одесе было более двух десятков ТОСов. Все они были ликвидированы, как только начали задавать вопросы: «Где наши деньги?»
Кому помешали ТОСы? Тому, кто курировал сферу ЖКХ, т. е. руководителю района. Формально это было сделано по представлению прокуратуры, руками депутатов районного Совета.. Депутаты подняли руки - и все в общем-то безобидные советы домов прекратили существование, предприятия ЖКХ и администрация поселка перестали реагировать на их замечания и предложения.
Года четыре назад до нашего медвежьего угла докатилась вторая волна реформ - теперь уже через выбор форм управления в своих домах по новому Жилищному кодексу. Собственники шести нижнеодесских домов в соответствии с Жилищным кодексом самостоятельно выбрали непосредственную форму управления в своих домах. Что их подвигло на это? Неприкрытое воровство управляющих компаний.
В одном из таких домов живу я. Это 109-квартирный дом 1994 года постройки. После пребывания в руках управляющей организации он находился в «убитом» состоянии: в подвале двери нараспашку зимой и летом, освещения не было, текли канализационные стоки, трубы холодного-горячего водоснабжения и отопления ржавели со страшной скоростью, ревизию вентилей и задвижек, промывку систем отопления годами никто не делал и т.д. Максимум, что делала управляющая организация - собирала деньги, устраняла аварии, убирала двор, вывозила мусор и осенью вставляла стекла и устанавливала пружины на дверях в подъездах. Не поверите, но все эти работы обходились нам в миллион с лишним рублей в год!
Избрав Совет дома и выбрав непосредственное управление, собственники за год (!), не собирая дополнительно ни копейки (!), установили общедомовой счетчик на отопление, с домофонами, заменили половину канализационных труб в подвале и начали его ремонт. И это помимо обязательного обслуживания и текущих ремонтов.
Хороший пример заразителен. Медленно, но до собственников других домов стало доходить, что в ЖКХ Нижнего Одеса творится неладное. Они стали пытаться вырваться из-под цепкой опеки управляющих организаций.
...Большое видится на расстоянии. На рынке жилищных услуг в поселке действуют две управляющие компании. Сейчас, проанализировав события последних лет, я могу утверждать: эти компании по сговору их учредителей и с согласия главы муниципального района в 2008 году поделили дома в поселке пополам, далее по сути сами установили тарифы на обслуживание жилья и без зазрения совести в буквальном смысле «доили» население. Прокуратура в ответ на жалобы о произволе управляющих компаний писала отписки и отсылала жильцов в суд. Надо отметить, что защитник жильцов все же нашелся: антимонопольная служба провела проверку и выявила нарушения со стороны администрации городского поселения «Нижний Одес». Без огласки, но реакция последовала. Под давлением УФАС в мае 2011 г. администрация ГП «Нижний Одес» вынуждена была объявить конкурс по отбору управляющих организаций в связи с тем, что за прошедший год собственники многоквартирных домов самостоятельно не выбрали форму управления своим домом или не реализовали своего права. И тут началось самое интересное...
Организаторы конкурса были поставлены перед дилеммой: как провести конкурс так, чтобы как можно меньше собственников о нем узнало? Конечная цель простая - поставить людей перед уже свершившимся фактом, поднять тариф по содержанию жилья с 17,38 рубля до 21,62 рубля (на 24 процента) и продолжать «доить» народ уже на законном основании. Если что, оправдаться можно просто: «Ребята, вы же не шевелились. Ну, вот нам и пришлось принимать за вас решение, подыскивать для дома управляющую компанию».
Проблему решили просто. Объявление о конкурсе напечатали на вкладыше бесплатно распространяемой в поселке газеты (тираж 1000 экземпляров), только сам вкладыш в большую часть газет «забыли» вложить. Но народ все равно зашевелился. В двух домах собственники провели собрания и определились с выбором формы управления, установили свой тариф. Другие желающие в сроки не уложились (поздно узнали о конкурсе) и им не осталось ничего другого, как писать жалобы в прокуратуру.о нарушении процедуры проведения конкурса. Слабо верится, что прокуратура встанет на защиту интересов собственников.
Первый конкурс по отбору управляющих организаций в Нижнем Одесе прошел 15 июня. Кто бы сомневался... В конкурсе приняли участие два претендента, третьего к участию не допустили по сути без объяснения причин.
Конкурс прошел по заранее спланированному сценарию. Торгов не было. Оба претендента назначили одну цену за дополнительные работы. Победила организация, которая первой подала заявку на участие в конкурсе. Директор этой организации - гражданская жена заместителя руководителя администрации МО ГП «Нижний Одес», традиционно возглавляющего конкурсную комиссию.
Но это еще не все «приколы нашего городка». Четыре из шести домов с непосредственным управлением (в том числе мой 109-квартирный) тоже выставили на конкурс! Получается, собственники — как бы и не собственники, и с их волей можно не считаться.
На что рассчитывают организаторы конкурса? Чем руководствуется конкурсная комиссия, отказываясь снять с конкурса дома с непосредственным управлением, где жильцы уже поверили в себя, уподобляться скотине в хлеву не хотят и готовы постоять за себя и свой дом? Вопросы интересные...
 
Николай Сясько