Принято считать, что стабильность в обществе в первую очередь зависит от состояния экономики. Нет необходимости с этим спорить, просто следует отметить, что и само состояние экономики зависит от многих причин, а не только от цены на нефть на мировом рынке. Об одной из таких причин и пойдет речь. Но сначала, для наглядности темы, один пример из жизни.
В силу своей работы мне приходилось заходить в юридический отдел Министерства здравоохранения Коми. В последний раз я попал туда в период реорганизации ведомства. В кабинет вошла одна из руководителей нового министерства и представила молодого человека как сотрудника юридического отдела этого нового ведомства.
Естественно, вновь прибывшего стали расспрашивать:
- А где Вы раньше работали?
Ответ был неожиданный:
- В магазине.
Все присутствующие явно заинтересовались юристом из магазина.
- А какое образование?
Оказалось, что новый сотрудник окончил в этом году заочно юридический факультет.
- В здравоохранении раньше работали?
- Не работал.
- С трудовым правом сталкивались?
- Нет.
- А раньше юридической работой занимались?
- Нет еще.
Когда стал ясен профессиональный уровень нового работника нового министерства, его спросили:
- А на какую должность Вас приняли?
- Ведущего специалиста!
Согласитесь, что хочется задаться вопросом, почему человека с таким уровнем подготовки берут на должность ведущего специалиста министерства? Никому и в голову не придет, что в нашем небольшом городе, имеющем несколько очных и заочных юридических факультетов, есть проблема юридических кадров.
К слову сказать, никто из юристов старого министерства в новое ведомство принят не был, а юрист из магазина вскоре стал главным специалистом.
Но речь не идет о единичном случае. В том-то и проблема, а точнее, опасность, что подобным образом уже давно формируются все органы государственной власти.
Возьмите любое министерство или иное государственное учреждение: редко можно найти работника на более-менее приличной или руководящей должности, кто получил бы свое место работы как полагается, по объективным и независимым итогам конкурса, или пришел из бюро по трудоустройству.
Подавляющее большинство молодых госслужащих - это кадры, пристроенные по родству или иной форме протежирования. Почти каждый молодой чиновник на перспективной должности - это сын, дочь, иной родственник или любовница (возможны варианты) тех, кто имеет возможность или влияние устроить своего протеже на хорошее место. И это происходит на всех уровнях власти, во всех государственных структурах.
Создан своего рода КЛАН, где существуют своя иерархия, своя структура, свои «понятия». Там живут не по законам Государства Российского, а по своим правилам «кланового общежития», а законы используются как орудие разрешения внутриклановых противоречий, а также как орудие борьбы с попытками рядовых граждан добиться провозглашённых демократических ценностей.
В настоящее время, несмотря на клановость, коррумпированность и неуважение к законности, большинство должностных лиц являются людьми ещё советской школы управления, компетентными в своей сфере деятельности, умеющими руководить, сохранившими государственное мышление и ещё какие-то моральные принципы, и потому могущими знать меру и в коррупции, и в беззаконии.
Но что произойдёт лет через десять, двадцать, когда их на руководящих постах полностью сменит новое поколение «блатных».
Не исключаю, что среди нового поколения чиновников будут и грамотные, и, может быть, даже честные специалисты. Но большинство тех, кто благодаря не способностям, а связям, легко получит дипломы, должности и быстрое продвижение по службе, будут иметь очень опасный недостаток: к легковесным знаниям добавится ещё отсутствие опыта при наличии власти.
Было бы ещё полбеды, если бы внутри клана происходил хоть какой-нибудь отбор по критериям знаний и способностей. Но ничего подобного. Перспективные должности нередко заранее «бронируются» под конкретного протежируемого, и, как показывает практика, «хлебное» место может ждать своего соискателя не один год.
Поколение «пепси», с малолетства усвоившее, что разглагольствование о демократии, законности, справедливости и заботы власти о благе народа - это лишь красивое колыхание воздуха в предвыборный период, будет расти на примере того, как их отцы и деды успешно совмещали должностное положение с личной выгодой от него. Но, в отличие от своих предков, у молодых хозяев жизни нет даже того чувства меры, какое ещё сохранилось у старшего поколения, (не говоря уже о государственном мышлении или каких-то там моральных принципах).
Для большинства нового поколения руководителей и начальников их должностное положение является в первую очередь источником дохода. Процесс превращения казны в «кормушку» будет только возрастать, благо, и в вышестоящих органах, и в надзирающих заселяются все те же «новые русские чиновники», с которыми придется лишь делиться.
Верить в качество такой кланово наследуемой власти по меньшей мере наивно. Процесс деградации государственных органов по мере смены поколений будет все больше усиливаться, и в итоге государственный аппарат окажется не в состоянии эффективно осуществлять свои функции, и наступит то, что принято называть кризисом власти.
Однако это только одна сторона медали.
С другой стороны, в обществе также подрастает и новое поколение тех, кто не входит в избранное клановое общество, но ходит с детьми клана в одни детские сады, учится в одних учебных заведениях и видит, как их сверстникам легко достаются дипломы на бюджетной основе, а затем так же легко престижные и высокооплачиваемые должности вместе с возможностью получения всех прочих благ, а им, простолюдинам, остается только обслуживать их в качестве подчиненных и нести ответственность за их некомпетентность.
Конечно, какая-то их часть люмпенизируется и пополнит ряды бомжей, уголовников и проституток, а какая-то пристроится на обслуживание новой элиты. Но не малая часть способной, но не устроенной в жизни молодежи настроится на противостояние с властью новых русских чиновников и окажется способной к реальным действиям. А за вождями дело не станет.
В итоге, в стране возникнет та самая ситуация, которую известный идеолог и практик революционного движения охарактеризовал как: «верхи не могут, а низы не хотят».
Самое печальное в этой версии событий, что поправить или предотвратить ничего невозможно. Даже если часть высших чиновников проникнется Высшей мудростью и осознает, что подбор кадров на Государеву службу по клановому принципу негативно сказывается на управлении районом, городом, регионом, страной, они ничего поменять не смогут.
И дело не только в том, что родительский (или половой) инстинкт не позволит отказать себе в удовольствии пристроить, может, и бездарное, но любимое чадо на перспективную должность. Главное то, что изменение уже сложившегося способа формирования кадров обострит старые и создаст новые внутриклановые противоречия, грозя разрушением сформированных команд и устоявшихся связей, одним словом, СИСТЕМЫ. Ни один чиновник не захочет рубить сук, на котором сидит.
5 Июн 2011, 18:28