Находящийся в течение двух месяцев в одной из ‘черных тюрем’ материкового Китая всемирно известный художник Ай Вэйвэй (艾未未) избран почетным членом Королевской академии художеств. В заявлении, опубликованном 1 июня, влиятельная ассоциация художников Великобритании, назвала его “одной из наиболее значимых персон культуры своего поколения в Китае и на международной арене”. 80 членов ассоциации ежегодно удостаивают титула "почетного академика" двух художникам, живущим за пределами Британии.
Мировая пресса широко освещала экспозицию "Семена подсолнуха" в зале Turbine Hall лондонской галереи Tate Modern, где Ай Вэйвэй усыпал пол толстым слоем фарфоровых семечек ручной работы. Как пояснил Ай Вэйвэй, это мрачное напоминание о временах “культурной революции”, когда "мудрейший председатель" Мао Цэдун уподоблялся солнцу, а массы должны были стать полем “подсолнечников, поворачивающих головы вслед за своим жестоким светилом”. Но в период голодомора, наступившвго после провала "большого скачка", горсть семечек могла спасти человека от смерти.
После исчезновения художника в застенках внутренней госбезопасности акции в его поддержку проводятся во всем мире. Британский скульптор Аниш Капур заявил, что посвящает ему инсталляцию «Левиафан», открытую в Париже в рамках проекта Monumenta 2011. "Это крайне важно. В СССР в 70-х преследовались и заключались в тюрьмы художники и писатели. Это было то же самое. Теперь мы знаем, что это не действует. Вэйвэй держится в секретном месте уже пять недель, нет ни одного мотива для обвинений, это позор", - цитирует Коммерсантъ его интервью газете Liberation.
На этой неделе закрылась гонконгская международная ярмарка искусств ART HK, где впервые на территории Китая к положению Ай Вэйвэя было привлечено широкое внимание. На ярмарке, где побывали 63500 посетителей – рекордное число для этого события, в том числе состоятельные китайские покупатели, была выставлена одна его работа “Marble Arm”. Рука в натуральную величину с жестом презрения, адресованным пекинской цензуре, была выставлена галереей Urs Meile, имеющей филиалы в Швейцарии и Гонконге, и, конечно же, продана. Директор ярмарки Магнус Ренфрю (Magnus Renfrew) подчеркнул, что работы Ай Вэйвэя всегда принимались публикой "с огромным восхищением". Лондонская Lisson Gallery, постоянный участник ярмарки, распространяла флаеры, значки и майки в поддержку художника, выразив в своем пресс-релизе глубокую скорбь по поводу его задержания.
В Пекине неизвестная группировка агентов внутренней госбезопасности пресекает любые мероприятия, могущие привлечь внимание к судьбе 54-летнего художника. Открывшаяся 1 июня в пекинской галерее CCD300 выставка фотографий, инициаторы которой поместили табличку с именем Ай Вэйвэя на пустой стене, была под давлением властей закрыта уже через несколько часов. Как пояснил фотограф Линь Бин (Lin Bing), один из организаторов выставки, пустое место является печальным символом участи Ай Вэйвэя, бесследно исчезнувшего в неведомых застенках госбезопасности. “Мы ощущаем глубокое сожаление по поводу того, что его голос не может быть услышан”, - сказал он в интервью Reuters.
Этот молчаливый символизм вызвал чрезвычайно суровую реакцию властей. Уже утром 2 июня кураторы Incidental Art Festival были вынуждены закрыть двери и разобрать экспозицию выставки, включавшую фотографии, видео и концептуальные работы 19 художников. “Все отменено и все уже снято”, - сообщила в тот же день сотрудница галереи Ян Сяоянь (Yang Xiaoyan). Более того, после вызова в милицию исчез один из организаторов события, Фэй Сяошэн (Fei Xiaosheng).
Как рассказал владелец галереи Ши Юн (Shi Yong), выставка носила вполне обычный и законный характер, однако Линь Бин сказал друзьям 1 июня, что вызван в отделение общественной безопасности района Caochangdi, чтобы “поспорить” об экспозиции. Один из участников выставки Вэнь Цзе (Wen Jie), который в конце апреля был задержан за перформанс с “приемом солнечных ванн”, когда молча стоял перед входом в пекинскую арт-деревню 798 в знак протеста против исчезновения Ай Вэйвэя, отметил, что им в течение 24 часов должны вынести предупреждение и выпустить из милиции. “Это беспредел, - сказал он по поводу действий внутренней госбезопасности. – Они совершенно обезумели”.
Одна из сотрудниц галереи сообщила Reuters, что "Линь Бин уже вернулся, но с Фэй Сяошэном все еще не удается связаться". 2 июня их мобильные телефоны оставались вне зоны доступа. На популярном материковом сервисе микроблогов Weibo сообщается, что в отделения милиции вызваны на допросы еще два участника выставки – Ван Цзюнь (Wang Jun) и Чжан Фэн (Zhang Feng).
Между тем положение Ай Вэйвэя остается угрожающим. О его местонахождении нет никаких сведений с 3 апреля, когда неизвестные лица увели его из столичного аэропорта, сняв с рейса перед вылетом в Гонконг. С правовой точки зрения он стал жертвой насильственного исчезновения, выходящего за рамки законодательства материкового Китая. Пекинская пропаганда заявила, что он допрашивается по вопросу “уклонения от налогов”, но официального уведомления, как того требует закон, его семья до сих пор не получила.
"Мраморная рука" Ай Вэйвэя на ярмарке ART HK в Гонконге. 25 мая 2011
Ай Вэйвэй: пекинская пропаганда еще раз прокачивает тему уклонения от налогов
Ай Вэйвэй уже 43 дня находится в черной тюрьме без формальных обвинений, подтвердила его жена
Ай Вэйвэй: партийная пропаганда оказалась бессильна перед механизмом бандитского правосудия
Ай Вэйвэй: международную общественность хотят ввести в заблуждение “экономическим” обвинением