Никита Михалков оставляет должность председателя Общественного совета при Министерстве обороны. Вследствие чего, киномэтр будет лишен синего проблескового маячка на крыше лимузина, главного раздражителя общественности. Однако его мигалка по наследству никому не перейдет, служебный автомобиль следующего главы совета уже не будет оборудоваться спецсигналами.
Официальное заявление представителя Министерства обороны по поводу разрыва отношений с Михалковым не дает никакого представления о причинах конфликта. Зато в неофициальном порядке источники объясняют случившееся просто: Никита Сергеевич лишился мигалки, обиделся и потому объявил оборонному ведомству войну. Сам Михалков при этом говорит об идейных разногласиях с руководством Минобороны. Понятное дело, негоже барину сознаваться, что холопы его таки дожали…
Члены Общественного совета в соответствии с регламентом обсудят заявление Никиты Михалкова на ближайшем заседании. Они удовлетворят желание знаменитого деятеля кино, пообещал полковник Конашенков. Михалков в результате не только оставит пост председателя Общественного совета, но и выйдет из числа членов совета.
В настоящее время в Минобороны обсуждаются возможные кандидатуры на должность председателя Общественного совета, как из числа его членов, так и наиболее авторитетных представителей общественности.
Впрочем, заранее можно предположить, что это будет очередной деятель искусств, в диапазоне от Газманова до Якубовича. За недолгое существование совета его успели покинуть несколько профессиональных военных в отставке, недовольных тем, что их опыт непосредственной работы в войсках остаётся невостребованным. Роль же молчаливых статистов при бесконечном обсуждении культурно-массового воспитания военнослужащих, периодически переходящего в бенефис того или иного шоумена, по понятным причинам не устраивала людей в погонах.
В своём прощальном письме, Никита Сергеевич по-отечески отругал военных за недостаточный патриотизм, отрыв от народа и неправильные парады в честь Дня Победы. Ну, не мог же солидный мужчина с мировой известностью признаться, что всё дело в синей цацке на служебной бибике…
В Минобороны заявление Михалкова об уходе вызвало сожаление, так как на этом посту Никита Сергеевич сделал «многое для воспитания воинского духа и воссоздания исторической преемственности лучших традиций российского офицерского корпуса, а также доведения до широкой общественности сути и необходимости преобразований в армии и на флоте», - прокомментировал представитель военного ведомства полковник Конашенков. По поводу разгромного письма не было произнесено ни слова.
Тем временем в письме Михалков отмечал, что ему не нравится нынешняя политика Министерства обороны. В частности, приглашение на Парад Победы 2010 года маршевых колонн стран-союзников по антигитлеровской коалиции, а также организация Парада Победы 2011 года, который показался режиссеру, недавно выпустившему вторую часть "Утомленных солнцем-2", откровенно слабым и некрасивым. Первое наводит на мысль, что киномэтр окончательно определился со своим местом державника-патриота в российской политике. По поводу второго так и хочется сказать – «чья бы корова мычала…».
Однако ни для военных, ни для гражданских лиц не секрет – конфликт произошёл из-за синего проблескового маячка, который был установлен на служебном автомобиле председателя Общественного совета. В военном ведомстве из-за сокращения квоты на спецсигналы решили пожертвовать мигалкой на машине председателя Общественного совета. Вдобавок к этому министру Сердюкову дали понять, что излишнее внимание к привилегиям любого, пусть и личного друга Путина, лишь только приблизит закат его, сердюковской, военной карьеры. Официально это прозвучало так:
«В последнее время были ужесточены правила использования спецсигналов, устанавливаемых на автотранспорте, согласно этим правилам руководитель Общественного совета при Минобороны не имел достаточных оснований на мигалку. И это решение было доведено до Никиты Сергеевича».
На защиту своего бывшего шефа встал его заместитель по Общественному совету полковник Каньшин: «Есть у Михалкова спецсигнал, нет у него спецсигнала. Я не думаю, что Никита Сергеевич человек настолько меркантильный и мелочный, что он бы придавал этому слишком большое значение». Можно понять офицера, живущего по законам чести и ждущего от своих соратников того же. Однако у других мелочность и мстительность сегодняшнего Никиты не вызывает никаких сомнений. Особенно у тех, кто наблюдал по телевизору его хамские выпады в адрес Татьяны Догилевой. Жаль, дуэли у нас отменены…
Рядовые водители, всегда бурно реагировавшие на новости о мигалке Михалкова, не спешат радоваться исчезновению привилегированного водителя с московских улиц. Сообщество автомобилистов приветствует лишение Михалкова спецсигнала, но полагает, что он в ближайшее время получит соответствующее разрешение в другом ведомстве.
«Я абсолютно уверен, что Никита Сергеевич в ближайшее время вступит в Общественный совет другого ведомства или найдет альтернативный способ сохранить свое право на спецсигнал», - сказал в понедельник Петр Шкуматов - активист Общества «Синие ведерки», которое последние два года активно выступает за отмену спецсигналов на автомобилях чиновников. Шкуматов высказал сомнение в том, что кинорежиссер «добровольно сдаст свои позиции». В этом я с ним солидарен, Михалков без мигалки, что боярин без бороды. Он неоднократно высказывался в том смысле, что спецсигнал на крыше необходим ему для выполнения различных государственных функций, кроме как дешевых понтов. Ну, а куда Россия без Никиты?
Наличие синего проблескового маячка на автомобиле Михалкова давно вызывало шквал критики в его адрес. В феврале 2011 года в Минобороны заявили, что руководство министерства рассматривает вопрос о снятии мигалки с машины Михалкова. Однако, несмотря на слухи, что вопрос уже практически решен, режиссера так и не лишили спецсигнала.
Не дали никакого результата и попытки блоггеров пожаловаться на Михалкова Президенту: в середине апреля активисты движения «Синих ведерок» отправляли Дмитрию Медведеву фотокомпромат, сняв, как водитель автомобиля Михалкова лихачит на встречной полосе на Рублевке и при этом, не включив мигалку.
Сам режиссер активно защищал право на спецсигнал: говорил, что ездит аккуратно и делает много полезного. Вопрос о мигалке Михалкову стали задавать так часто, что однажды в беседе с журналистом по поводу проблескового маячка он не выдержал и разразился площадной бранью. В апреле, выступая на телеканале НТВ, Михалков высказывался о спецсигнале более спокойно и неопределенно: «Когда будет надо – отдам».
В своем теперешнем письме Никита Михалков совершенно четко высказывается о судьбе мигалки: «Оставляю этот пост с сожалением, вместе со спецсигналом и удостоверением». Раскололся, в общем…
Ну, а что для деятеля уровня Михалкова означает маячок на крыше, кроме беспрепятственного проезда под знаки и, как следствие, сокращения времени в пути? Прежде всего, это значок принадлежности к высшей касте неприкасаемых. Постовым милиционерам, а так же следователям и прокурорам ясно – такого голыми руками не возьмёшь.
А сегодня неприкосновенность Никите, ох, как нужна. Выборы на носу, ради видимости бескомпромиссной борьбы с коррупцией и не такими фигурами пожертвовать можно. На Никитином же рыльце, кроме легендарных усов, полно разного пушка. Его деятельность на посту председателя Союза кинематографистов (споры за недвижимость, пиление бюджета общества), строительство в центре Москвы (конфликты с жителями, нарушение всевозможных охранных и строительных нормативов), скандал с проектом об отчислении с продажи дисков и авторских прав. Если же, не дай Б-г Никите, власть изменится, моментально возникнет вопрос – с какого х… на какое г… режиссёр потратил 55 млн. народных средств в долларовом исчислении? А подобные суммы, если аукнутся, так аукнутся. Ох, и трудно ему будет без мигалки…
Но лично мне кажется, что, кроме мигалки, есть у Михалкова тайная обида на Министерство обороны и всё, что с ним связано. Заключается она в том, что никто не додумался пригласить классика массовых сцен в современном батальном кино режиссировать парады на Красной площади. Дело не в том, что по статусности это приблизило бы его к папаше, автору гимна. У него с братом извечная конкуренция, Андрону в 97-ом довелось порулить подготовкой к юбилею Москвы. Так что счёт не в Никитину пользу.
Да и вообще, младший из братьев откровенно болен синдромом пафосности. Для него даже не важен гонорар за постановку столь масштабного массового зрелища, главное, внести строку в творческую биографию. Ну и гордыню потешить – почувствовать себя первым лицом империи, по взмаху руки которого гвардейцы поднимают ножку над брусчаткой главной площади страны. Заметьте, он упомянул именно недостатки проходящих колонн. А не развалившихся в шезлонгах випов, на которых сетовали настоящие ветераны. Всё потому, что можно ненароком задеть интересы того, кого не надо. И в этом весь сегодняшний Михалков…
Не исключая, что Никита ждал от Министерства обороны, что к нему кинутся уговаривать остаться, а мигалку оставят в виде компенсации за волнение. Но не до него сегодня Сердюкову, как бы менеджеру не было приятно засветиться ещё пару раз в компании со звездой. Вон, в Приморье солдат собачьей едой потчуют, какой уж тут «мохнатый шмель»?!
Кстати, я с самого начала не верил в реальную пользу этого «Совета борзых дембелей». По первоначальному списку его членов было ясно – тут собрались те, чья действительная служба проходила в основном на сцене, а не на полигоне. Соответственно, ни дедовщины толком они не хлебнули, ни марш-бросков в противогазах, ни «через день – на ремень», ни «от забора до обеда». Короче, ничего из того, с чем общественный совет призван бороться. А как бороться с тем, чего не знаешь?
Интересно, найдут генералы мужество утвердить во главе гражданского надзора того, кто на своей шкуре испытал армейскую действительность и разбирается в их отмазках и приколах? Что-то я сомневаюсь…
24 Май 2011, 22:48