Через 45 суток после того, как всемирно известный художник Ай Вэйвэй (艾未未) был вывезен из пекинского аэропорта в неизвестное место, милиция Пекина впервые сообщила, что располагает против него какими-то подозрениями. Однако формальные обвинения – несмотря на то, что 30-дневный срок, в течение которого возможно содержание под стражей только по подозрению – по-прежнему не предъявлены.
Как говорится в заметке Xinhua, в процессе предварительного расследования выяснилось, что компания Beijing Fake Cultural Development Ltd, которую контролировал Ай Вэйвэй, уклонилась от выплаты "огромного объема" налоговых сборов. Но вместо ссылки на доказательства подчеркивается, что “компания умышленно уничтожила бухгалтерские документы”. Пекинская милиция утверждает также, что Ай Вэйвэй содержится под "надзором по месту жительства" (но не дома) и “его право на свидания с живущими с ним людьми соблюдается в соответствии с законом”.
Эта заметка появилась 20 мая на ленте Синьхуа лишь для того, чтобы убедить зарубежных читателей: все идет по закону. Но вот незадача: “черная тюрьма” (в лучшем случае санаторий, расположенный на закрытой территории военного городка) никак не вписывается в определение “по месту жительства”. К тому же Ай Вэйвэй по-прежнему содержится там вне закона: никто из членов его семьи не получил документ о том, что он взят под стражу. "Ужасно и позорно, что страна, выступающая за верховенство закона, относится таким образом к собственному законодательству", - говорит мать художника Гао Ин.
Его сестра Гао Гэ (高閣) заявляет, что подобные подозрения безосновательны, так как Ай Вэйвэй не отвечает за деятельность Beijing Fake CulturalDevelopment. "Он не является законным представителем компании или ее директором. Мы вообще не понимаем это туманное утверждение, и тем более не верим, что с этой компанией связаны огромные деньги", - цитирует ее комментарий South China Morning Post. По словам жены художника Лу Цин (路青), которой на днях разрешили 15-минутную встречу с ним, эта компания зарегистрирована на ее имя и принадлежит ей, а не ему. Компания занимается вопросами бизнеса, связанного с его художественной деятельностью.
Последняя заметка на ленте Синьхуа расшифровывается еще проще, если вспомнить о предшествующей публикации небольшой газетенки Wen Wei Po,издающейся в Гонконге под контролем Пекина, где впервые говорилось, что следователи собрали “большой объем свидетельств для того, чтобы подозревать Ай Вэйвэя в уклонении от уплаты налогов, причем в достаточно больших суммах”. Причем в статье, размещенной еще 14 апреля, эти “прочные свидетельства” напрямую связывались с тем, что Ай Вэйвэй начал “давать признательные показания”.
Впрочем, были и другие подробности, позволявшие заключить, что“огромные” суммы, спрятанные от налоговых служб, явно введены в оборот как элемент направленной за пределы материкового Китая пиар-кампании против художника. В той же статье Wen Wei Po упоминалось, что Ай Вэйвэй имеет сына от некоей женщины и подозревается в распространении порнографии в интернете. По примитивному набору ингредиентов, собранных в свой винегрет партийными пропагандистами, несложно было догадаться, что вся кампания адресована американским читателям (недостает только указания на связи художника с какими-нибудь террористами, но вполне возможно, что и это еще появится).
Труднее понять, зачем Пекину вообще понадобился такой пропагандистский ход. Для зарубежной прессы не секрет, что Ай Вэйвэй критически отзывался о коррупции и цензуре, о партийных чиновниках, которые считают нормальным строить школьные здания, прозванные за непрочность “тофу чжай”, и торговать молочным питанием с повышенным содержанием меламина. Да и однопартийная система, которая держит его сейчас в “черной тюрьме”, для западного читателя не так уж загадочна. Например, основной принцип партийного следствия имеется в “1984” Джорджа Оруэлла: “Все признания, которые произносятся здесь, истинны. Мы делаем их истинными”…