По сведениям правозащитной организации China Human Rights Defenders (CHRD), 29 апреля около 17 часов в Пекине неизвестными лицами похищен известный адвокат Ли Фанпин (李方平). Правозащитник, которого увезли от здания неправительственного центра защиты пациентов Beijing Yirenping, где он занимается юридическими консультациями, успел лишь сказать супруге, что “может исчезнуть на какое-то время”.
Это похищение стало очередным свидетельством того, что в последние месяцы в материковом Китае проходит мрачная кампания бандитского правосудия, жертвами которого стали практически все известные юристы и гражданские активисты. О том, какие методы применяются в черных тюрьмах, говорят немногие. В тот же день, 29 апреля, вернулся домой после 70-дневного насильственного исчезновения влиятельный адвокат Тэн Бяо (滕彪), один из первых подписантов “Хартии 08”, но ни он, ни его супруга, от которой поступило это известие, не дают никаких комментариев о состоянии его здоровья. "Он в порядке, - цитирует слова Ван Лин (Wang Ling) гонконгская South China Morning Post. – Могу сказать только, что днем он вернулся домой. Пока мне нельзя говорить что-то еще. Надеюсь, вы пойметенашу ситуацию. И я вновь хочу выразить огромную благодарность вам и всем остальным за заботу".
Tэн Бяо, профессор права в Пекинском университете политической науки и права, занимался многими делами, которые могли вызвать раздражение чиновников: от принудительного изъятия земель до репрессий против приверженцев школы духовного и физического оздоровления “Фалуньгун”. Он был похищен агентами внутренней госбезопасности 19 февраля – после того, как на обеде с другими активистами обсуждал вопрос о помощи Чэн Гуанчэну, которого местные чиновники незаконно содержат под охраной наемных дружинников в его деревне в провинции Шаньдун.
Хотя международная пресса связывает освобождение Тэн Бяо с завершением двухдневного диалога по правам человека между Китаем и США, все происходящее едва ли стоит расценивать как позитивную реакцию на вопросы американской стороны. Напротив, возникают сомнения в том, что Пекин вообще в состоянии обеспечить управление внутренней политикой за пределами пропагандистской болтовни.
Как отмечает международный директор CHRD Рене Ся (Renee Xia), в последние месяц стала заметной пугающе общая практика применения пыток в отношении тех, кто подвергся насильственному исчезновению или задержанию – с целью заставить их замолчать. “Между тем китайские власти прибегли к старому трюку в стиле вращающейся двери – одного туда, другого сюда, - чтобы создать впечатление какого-то улучшения”, - подчеркивает она. На этот же трюк указал и другой правозащитник, специализирующийся на проблемах материкового Китая. "То, что доктор Тэн освобожден, стоит приветствовать, но Китай не может и далее играть в ту же игру – одного выпускать, другого забирать, если хочет считаться ответственным международным партнером", - заявил основатель организации христианской взаимопомощи China Aid Боб Фу (Bob Fu).
В распоряжении CHRD имеются материалы, которые свидетельствуют, что многие из вернувшихся домой после насильственного исчезновения или задержания прошли через пытки или жестокое, унизительное и бесчеловечное обращение. Им угрожали новыми карами в случае утечки информации об этих издевательствах. Подробности, касающиеся этих людей, пока нельзя раскрыть ввиду того, что представители бандитского правосудия могут в отместку расправиться с членами их семей.
Правозащитная организация CHRD обратилась к Рабочей группе ООН по насильственным или недобровольным исчезновениям, которая в апреле выразила “серьезную озабоченность” в связи с волной насильственных исчезновений в материковом Китае, с призывом предпринять срочные действия по поводу Ли Фанпина. В последние годы Ли Фанпин представлял интересы гражданских активистов, подвергавшихся преследованиям по политическим и религиозным мотивам, среди которых были Чэнь Гуанчэн, Ян Чуньлинь (杨春林), Ху Цзя (胡佳), Чжао Ляньхай (赵连海). Против него уже применялись типично бандитские приемы запугивания и избиения: в частности, 27 декабря 2006 года, когда Ли Фанпин вместе с другим адвокатом намеревались навестить Чэнь Гуанчэна в тюрьме провинции Шаньдун, он был жестоко избит и получил травму головы.
Как сообщил после переговоров в Пекине помощник госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Майкл Познер, китайская делегация, которую возглавлял заведующий отделом по делам международных организаций и конференций МИД КНР Чэнь Сюй, в ходедвухдневного китайско-американского диалога по вопросам прав человека признала, что за последний месяц “имели место исчезновения” лиц, выступавших с критикой властей. Но по конкретным случаям, на которые указала американская сторона, включая насильственное исчезновение Ай Вэйвэя (艾未未), не было получено “ответа, который бы нас удовлетворил”.
"В последние недели мы наблюдаем серьезное отступление назад в сфере прав человека и дискуссия по этим негативным трендам доминировала в диалоге по правам человека", - заявил американский дипломат на встрече с журналистами 28 апреля. “Самые высокопоставленные официальные лица в Соединенных Штатах выражают глубокую озабоченность в связи с ухудшением ситуации с правами человека в Китае”, - констатировал Майкл Познер.
Пекин 29 апреля отреагировал привычными штампами, заявив, что китайский народ. (читай: партийная пропаганда) “лучше знает”, о чем говорить по поводу прав человека. “Нынешний раунд диалога являлся откровенным, открытым и конструктивным”, говорится в заметке Синьхуа, причем “китайская сторона ознакомила американскую сторону с достижениями и мерами, принимаемыми страной в стимулировании и обеспечении улучшения жизни населения, продвижении укрепления демократии и правовой основы страны, совершенствовании демократии в низовых организациях, подчеркнув, что диалог по вопросам прав человека даст позитивные результаты только в условиях равенства и взаимного уважения”. Таким языком можно отчитываться о партийном строительстве, но только не о задержаниях, выходящих за рамки закона, которые так беспокоят международную общественность.
Все это побудило правозащитные организации Human Rights Watch (HRW) иAmnesty International призвать США включить тему прав человека в переговоры с Китаем в более широком масштабе. В диалогах по правам человека беспокоит, в частности, то, что “они стремятся загнать вопросы прав человека в некое гетто”, закрепляя в сознании людей идею, что с этими вопросами можно и должно работать отдельно от других тем, заявила директор HRW по странам Азии Софи Ричардсон.
“Если эти переговоры не дают значимых результатов, Соединенным Штатам следует серьезно подумать, стоит ли и далее заниматься [этим]”, - заявил директор адвокатской программы Amnesty International Т.Кумар. “Иначе вы просто даете Китаю фиговый листок – прикрытие, с которым они могут говорить, что ведут переговоры по правам человека”, тогда как в это же время положение становится гораздо хуже, добавил он.