25 апреля в одной из аудиторий Сыктывкарского Лесного Института состоялись Стефановские образовательные чтения. Цель этих чтений заключалась в пропаганде православной религии, культуры и истории Коми края, написанных Русской православной церковью. Узнавать, почем опиум для народа, ходили Андрей Фетисов (natpuot_cccp ) и Ирина Леонтьева.

 

Мне показался очень странным тот факт, что православная научная конференция проходила в стенах Лесного института. Почему, интересно, в стенах престижного НАУЧНОГО заведения республики вдруг решили провести совершенно далекую от профиля института конференцию?

Позже я понял, что «образовательные» чтения нацелены не только на учащихся «лесопилки», но и даже на студентов медицинской академии. Впрочем, мало кто из молодых посетителей пришел послушать мнение выступавших философов и историков, изучавших православие. Один из пришедших на вопрос, что он тут делает, ответил, что пришел на Стефановские чтения, чтобы препод ему поставил зачет. Возможно, я и не прав в том, что пишу об этом, но таким образом увеличивать посещаемость конференции не совсем этичный поступок.

Выступление началось с приветственного слова владыки Питирима, который рассказал об истории Коми края с точки зрения православной пропаганды.

По его мнению, коми зыряне «предусмотрительные на века вперед, в отличие от тех, кто присоединился позднее к Москве». Именно по этому, сделал вывод владыка, у нас очень хорошо развит русский язык. Затем он уверенно сказал, что коми народ был обращен в православие Стефаном Пермским добровольно, и предки сегодняшних коми осознанно пошли в христианство. А вот в «Повести временных лет», например, говорилось, что жители Перми и Печеры (Печоры то есть) платили дань новгородским князьям, а потом уже и московским, когда Золотая Орда перестала собирать дань (в основном, это была пушнина).

Что касается Стефана Пермского и его деятельности, то кроме проповеди он «боролся с язычеством различными методами. Он разрушал языческие святилища,

уничтожал идолов. Это вызывало противодействие пермян, возглавляемых жрецами» («Святыни земли Коми», дайджест, Сыктывкар, 2007, с.8). В 1389 году язычники разграбили Богородицкий Яренский монастырь, что ну никак нельзя назвать «осознанным и добровольным переходом в христианство». Стефан ведь тоже уничтожал народные языческие символы веры. В Усть-Выми, например, Пермский срубил березу, которой поклонялись зыряне.

В общем, не таким уж мирным был легендарный креститель, в честь которого проходят чтения. Но об этом владыка умолчал, хотя, должен знать такие обычные исторические факты.

Еще Питирим рассказал о том, что только православие может спасти Россию от сил, направленных на «расчеловечивание» нашей страны.

После слов владыки прозвучало еще несколько приветственных слов. Говорили, как уже понятно, о развитии православия в учебных заведениях, о Стефановских чтениях и будущих перспективах. Директор СЛИ Валентина Жиделева предложила в следующем году провести онлайн-конференцию с другими вузами республики, поэтесса Надежда Мирошниченко с места сказала, что Ухтинский университет в этой конференции обязательно примет участие.

По окончании торжественной части, большая часть пришедших покинула аудиторию, и по окончании каждого последующего выступления народу становилось все меньше. Докладчики рассказывали уже более углубленно об истории православия, сравнивая появление и развитие русской культуры с общественными процессами в Европе. В течение нескольких часов поднимались темы «свободы слова» и нравственности, семьи и воспитания, а также исторических событий, повлиявших на православие.

Когда я шел домой, то думал, а дали бы возможность проводить такие же конференции, скажем, мусульманам, буддистам, католикам, протестантам, а еще лучше — атеистам? У нас ведь церковь формально от государства отделена... Пока что.



Оригинальный пост - http://natpuot-cccp.livejournal.com/70323.html