Сокрушительная победа Республиканской партии России (РПР) в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) будет иметь огромные и долгосрочные последствия для будущего развития политических процессов в России. РПР – первая в российской истории партия, победившая в европейском суде в споре с государством, и всего лишь вторая - во всей послевоенной европейской истории. Победа РПР важна не только для самой партии, но и для всех политических сил и групп страны, для всех граждан страны. Победа РПР – самое тяжелое поражение Кремля в ЕСПЧ, и это событие отразится не только на внутриполитических, но и на международных позициях правящей в России властной группировки.
Вкратце напомню суть дела. РПР – старейшая в России демократическая партия, была создана из Демократической платформы КПСС еще в ноябре 1990 года. РПР участвовала во всех (кроме последних) выборах в Государственную Думу, и была представлена своими депутатами во всех созывах российского парламента.
Последний раз РПР успешно прошла перерегистрацию в 2002 году. В 2005 в РПР пришла группа политиков, включая автора этой статьи, депутата Госдумы Валерия Зубова, лидера движения солдатских матерей Валентину Мельникову и других. Была поставлена амбициозная задача – выиграть парламентские выборы 2007 года и создать в Госдуме самостоятельную фракцию РПР. Партия успешно шла к решению этой задачи – на момент лишения партии регистрации в 2006 году, электоральный рейтинг РПР, согласно опросам, уже достигал 3-4%, и имел устойчивую тенденцию к росту. Партия успешно принимала участие в региональных и местных выборах, например, в Тульской и Астраханской областях.
Однако, сразу же после активизации работы партии и прихода в нее группы оппозиционных политиков, Кремль взял курс на блокирование работы партии и ее ликвидацию. Минюст отказывался признавать итоги партийных съездов, вносить изменения в Устав и даже регистрировать новый юридический адрес партии. Дума приняла новый закон о партиях, установив драконовские требования к численности партий (50 тысяч членов), численности региональных организаций (не менее 500 членов не менее чем в 45 регионах) и др. По новому закону, все партии должны били пройти через новую процедуру перерегистрации.
РПР выполнила все требования нового закона, доведя свою численность до 63 тысяч членов в более чем 60 регионах страны.
Тем не менее, Минюст, якобы проведший проверку партии, объявил, что в РПР «только» 42 тысячи членов и «только» 33 региональных организации с численностью более 500 членов. При этом Минюст признал, что у него не было утвержденной методики такой проверки, и отказался раскрыть полные результаты этой проверки. Минюст подал в Верховый Суд России иск о лишении партии регистрации, и в марте 2007 года партия была ликвидирована (решение принял судья ВС Н. Толчеев – хорошо бы, кстати, если бы 7000 евро компенсации, присужденные нам ЕСПЧ, этот «судья» выплатил из своего кармана). При этом мы принесли в суд оригиналы более чем 63 тысяч заявлений граждан России о вступлении в партию, но суд отказался их рассматривать, фактически поверив справке Минюста, изложенной на нескольких страницах.
Всего по новому единороссовскому закону о партиях были, тем же порядком, ликвидированы более 30 российских политических партий (сегодня осталось 7 зарегистрированных Кремлем партий), а 6 новым было отказано в регистрации. Фактически ни одна партия в России не может быть зарегистрирована, если она не создается по прямой команде Кремля.
Действия режима грубо нарушили наши конституционные права на свободу ассоциаций и на участие в выборах, и 26 февраля 2007 года мы подали иск в ЕСПЧ по факту нарушения ст. 11 Европейской Конвенции о правах человека, требуя признать неправомерными действия российского государства в части вмешательства и помех во внутреннюю жизнь партии и ликвидации РПР. Спустя 4 года ЕСПЧ признал нашу правоту по обоим пунктам.
Это решение будет иметь важные долгосрочные последствия:
1)Согласно ГПК мы можем рассмотреть вопрос о подаче иска в тот же Верховный Суд об отмене неправомерного решения о лишении РПР регистрации, то есть добиться регистрации РПР и ее участия в выборах всех уровней.
2)Вслед за РПР свои иски в ЕСПЧ направили еще ряд ликвидированных или получивших отказ в регистрации партий (например, РНДС М. Касьянова и НБП Э. Лимонова). Наше решение может стать прецедентом для их победы в Европейском суде.
3)Сейчас, вместе с коллегами из РНДС, «Солидарности» и движения «Демвыбор», мы завершаем создание новой, коалиционной, партии – Партии народной свободы (Парнаса). Определения ЕСПЧ о неправомерности многих норм и практик российского законодательства о выборах и Минюста резко усиливает позиции Парнаса и других оппозиционных партий в борьбе за регистрацию и участие в выборах.
4)Решение ЕСПЧ по Республиканской партии ставит вопрос о соответствии российского законодательства о партиях и выборах требованиям европейского законодательства, европейских конвенций, ратифицированных Россией и обязательных поэтому к исполнению. Так, ЕСПЧ счел нормы российского закона о партиях самыми жесткими в Европе и непропорциональными. Теперь Россия должна привести свое законодательство в соответствие с решением ЕСПЧ, а граждане – подавать иски в суды с требованием изменения этого законодательства.
5)Если Россия попытается игнорировать решение ЕСПЧ по РПР или затягивать внесение изменений в свои законодательство и практики – это будет означать прямой конфликт с Советом Европы, что будет отражено в докладе СЕ о соблюдении Россией своих обязательств в рамках организации. Дело может дойти до санкций и даже приостановления членства России в СЕ – как это сделано в отношении авторитарной Белоруссии.
6)«Дело РПР» и будущее партии Парнас, в которой одним из учредителей является РПР – станет теперь одним из основных критериев оценки предстоящих выборов Госдумы и Президента. Если Парнас и ее кандидат не президентские выборы вновь не будут зарегистрированы и допущены к выборам, это будет рассматриваться европейскими институтами как преступный «рецидив» прежних нарушений, как прямое неисполнение решений ЕСПЧ. Это может привести к непризнанию итогов выборов парламента и президента, к нелигитимности выборов в целом, и избранных на них органов, в частности.
РПР одержала огромную моральную, политическую, юридическую победу. Эта победа дает надежду миллионам россиян на восстановление их неотъемлемых политических прав, растоптанных сегодняшним режимом. Победа РПР приободрит оппозиционные партии и группы. Мы готовы помочь им, поделиться опытом нашей победы. ЕСПЧ фактически признал нелигитимной, несоотвествующей требованиям Совета Европы всю громоздкую авторитарную конструкцию монополии на власть, любовно выстроенную за последние годы Путиным и Ко. Режим поставил Россию в шаге от того, чтобы мы стали в Европе такими же изгоями, как режим Лукашенко.
РПР, Партия народной свободы продолжат борьбу за право народа России за народовластие. Мы отпразднуем победу РПР на Болотной площади в Москве эту субботу, в 13-00. Мы должны вместе, нас должно быть много. Мы должны показать – что мы победили в Страсбурге, а теперь мы готовы победить в России!
Владимир Рыжков
Сопредседатель Республиканской партии России и Партии народной свободы.
Источник: "Новая газета"