Как сообщила 10 апреля South China Morning Post, на фоне кампании расправ с несогласными и массовых собраний, последовавших за призывами к китайской "жасминовой революции", в Пекине впервые с 2002 года запрещено проведение межуниверситетских дебатов на тему значения революции 1911 года. В мероприятии обычно участвуют 16 университетов, среди которых элитный Пекинский университет, университет “Жэньминь” и Тяньцзинский университет.

Пекинский горком комсомола внезапно известил организаторов о решении отменить дебаты 8 апреля, за день до церемонии открытия, заявил профессор политических наук университета “Жэньминь” Чжан Мин (孫逸仙), который должен был участвовать в мероприятии в качестве судьи.

Eжегодные дебаты, проводившиeся с 2002 года, сосредоточены вокруг "трех народных принципов" (национализм, демократия и благосостояние), выдвинутых отцом-основателем современного Китая доктором Сунь Ят-сеном (孫逸仙) в рамках политической философии Синьхайской революции.

Организаторы из Пекинского технологического института подчеркивают, что дебаты нацелены на то, чтобы поощрять интерес студентов к изучению революции 1911 года и ее отражению в сегодняшнем Китае. "Позвольте нам заново исследовать этот период истории на фоне его 100-й годовщины", говорится на сайте мероприятия. "Мы обязаны видеть не только блистательные победы революции [1911 года], но и то, что скрывается за ними – пробуждение народного сознания в стране и распространение демократии".

Центральное правительство в Пекине заинтересовано в том, чтобы использовать столетие революции 1911 года, которая превозносится компартией как героический акт свержения феодализма, для привлечения Тайваня, где также отмечается этот юбилей, и подогрева патриотических настроений в обществе. Однако в настоящий момент любая ссылка на революцию и демократию звучит для однопартийного режима очень пугающе.

Вэнь Юньчао (溫雲超), влиятельный блогер из Гуанчжоу, более известный под ником Beifeng (北風, “Северный Ветер”), уверен, что с позиции властей и время, и участники из студентов, и сама тема дебатов выглядят весьма чувствительными. Получалось, заметил он, что в уикэнд "группа студентов намеревается провести дебаты на темы, относящиеся к демократии и революции".

Пекин панически боится воскресных собраний в общественных местах, поскольку они прямо соотносятся с призывами к "жасминовым" митингам в материковом Китае. В Пекине, где лихорадочная реакции властей на призывы к “жасминовым” гуляниям особенно заметна, в марте также ужесточен общий контроль за студентами университетов.

Хотя материковые власти не смогут отказаться от намеченных в октябре торжественных мероприятий по случаю годовщины революции 1911 года, поскольку в их подготовку вложены огромные деньги, отмечает Вэнь Юньчао, они наверняка "будут избегать всяких чувствительных тем вроде демократии и революции, и превратят ее в чисто патриотическое движение".

Когда в 2009-м отмечалась столетняя годовщина Движения 4 мая, председатель Ху Цзиньтао и премьер Вэнь Цзябао в беседах со студентами университетов подчеркивали значение патриотического образования, опуская духовные начала движения, заключавшиеся в "демократии и науке".

Студенты очень возмущены и разочарованы запретом властей, к тому же озвученным в последнюю минуту, отмечает Чжан Мин. "Стремясь поддерживать социальную стабильность, власти испытывают страх перед любой чувствительной темой. Они готовы даже пожертвовать совместными событиями с Тайванем", - говорит он.

Отмена дебатов последовала за внедрением в Пекинском университете тотальной системы надзора, нацеленной на идентификацию "радикальных студентов". В соответствии с программой, втихомолку запущенной с ноября на медицинском факультете и в элитном колледже Yuanpei, администрация каждого факультета должна выявлять уклонистов, которым необходимо "особое внимание" властей и докладывать в соответствующие департаменты университета (в советское время эти конторы носили кодированное наименование первый отдел). Обязательное выявление уклонистов будет проводиться с мая по всему университету.

Пекинским студентам наверняка бросается в глаза позорное замешательство властей в мрачной истории с бесследным исчезновением Ай Вэйвэя. Хотя в это время такие российские газеты, как Московские новости, уже растолковали читателям, за какие “семечки” его забрали, внутри Китая подобной информации нет. Единственная краткая заметка на ленте Синьхуа, где говорилось о расследовании по “экономическим” нарушениям, была вскоре удалена. Таким образом, все еще нет никакой официальной информации ни о его местонахождении, ни о том, какая именно группировка его удерживает. Пока ясно только одно: некие лица, обряженные в форму служащих общественной безопасности, забрали его из столичного аэропорта 3 апреля. Однако и спустя неделю министерство общественной безопасности не в состоянии сообщить семье или прессе о том, что произошло дальше.

Активисты Демократической партии Гонконга провели с вечера 8 апреля 62-часовую голодовку протеста перед комплексом представительства центрального правительства, требуя от властей материкового Китая сообщить семье, где он находится.  



Демократические активисты провели манифестацию в защиту Ай Вэйвэя напротив комплекса представительства центрального правительства. 10 апреля 2011  



Ай Вэйвэй: партийная пропаганда оказалась бессильна перед механизмом бандитского правосудия

Журналистам Associated Press удалось встретиться с инициаторами “жасминовых” митингов в Китае

В Пекинском университете планируется проверить студентов на присутствие "радикальных мыслей"

Власти Пекина приказали до 15 апреля убрать из рекламы "гедонизм" и традиционные иероглифы