Власти материкового Китая официально слили информацию, что задержанный еще 3 апреля всемирно известный художник Ай Вэйвэй (艾未未)  находится под следствием "по подозрению в экономических преступлениях", однако от того, как это сделано, ситуация выглядит еще более скверной. Как говорится на сайте гонконгского радио, после полуночи на ленте агентства Синьхуа появилось только одио предложение, которое вскоре было удалено.



Впрочем, это лишь подтверждает ставшее очевидным из опубликованной 6 апреляGlobal Times редакционной статьи стремление оправдать действия внутренней госбезопасности. “В Китае невозможно не иметь таких личностей, как Ай Вэйвэй, и не иметь в законе ‘красной черты’, за которую нельзя заходить”, подчеркивается в статье. 

Но при этом пропагандистская 
Global Times, подчиненная редакции рупора компартии Жэньминь жибао, указывает исключительно на такие действия художника, которые едва ли можно отнести к экономическим преступлениям. Называя его человеком с независимым мнением, газета указывает на его любовь к "неожиданным высказываниям" и "неожиданным поступкам", и далее констатирует: “Он также любит совершать нечто сомнительное применительно к закону. 1 апреля он отправился в Тайвань через Гонконг. Но, как сообщалось, не завершил процедуру вылета”.

Учитывая, что Ай Вэйвэй намеревался вылететь в Гонконг 3 апреля, этот фрагмент отнюдь не отражает “подозрения”, это лишь отражение самого факта задержания. Оставшаяся часть статьи крутится вокруг того, что Запад игнорирует “характерные особенности” поведения Ай Вэйвэя. Global Times намекает, что “активист” слишком давно пробует границы идеологической терпимости. " Ай Вэйвэй и сам наверняка понимает, что делая все, что ни пожелает, и зачастую рискуя делать то, чего не рискуют другие, увлекая за собой других таких же, он часто ходит слишком близко к красной линии китайского законодательства". "И поскольку Ай Вэйвэй постоянно движется вперед, весьма вероятно, что однажды он переступит границу. История вынесет свой вердикт таким людям, как Ай Вэйвэй, а до того они могут заплатить определенную цену за свою альтернативу", предостерегает газета. “Китай в целом идет по пути прогресса и никто не имеет права заставить страну приспосабливаться к его личным предпочтениям”, заключает неведомый миру партиец, явно учившийся на опыте советских газет.

Как ни крути, бросается в глаза, что между странно короткоживущим сообщениемСиньхуа и линией партийной пропаганды нет ничего общего, кроме имени художника. Это означает только одно: пропагандисты сами не понимают, где можно получить достоверную информацию. Точнее говоря, Ай Вэйвэй действительно содержится в "черной" тюрьме и разрабатывают его на таком уровне, что наружу пока не просачивается абсолютно ничего. Поэтому агентство Синьхуа и не дает даже привычных и всем уже известных подробностей вроде времени задержания и возраста задержанного, а Global Times путает даты.

Адвокат Лю Сяоюнь указывает, что агенты внутренней госбезопасности – неважно, о каком именно департаменте идет речь - нарушили закон, не разъяснив причины задержания Ай Вэйвэя через 48 часов после того, как увезли его из столичного аэропорта. Стоит им официально задержать его, и через 30 суток надо принять решение об аресте. Видимо, вначале предполагалось раскрутить процесс поподрывному обвинению, но теперь где-то в недрах госбезопасности додумались до нехитрой идеи прикрыться “экономическим” преступлением.

77-летняя мать бесследно исчезнувшего художника, писательница Гао Ин (高瑛), составила рукописное обращение с призывом предоставить любую иформацию о сыне, и оно уже размещено в интернете. Понятно, что более всего ее тревожит полная неизвестность, но публикация в Global Times вызвала лишь недоуменные вопросы. "Это же официальная газета, по которой мы можем вычислить линию властей, - цитирует ее South China Morning Post. – И что же они имеют в виду под красной линией? Как они эту линию определяют? Используют ли они закон как критерий, или власть все же выше закона?".

Aй Вэйвэй инициировал независимое расследование по поводу гибели детей под обломками школ во время Сычуаньского землетрясения 2008 года, но он не выступал с обвинениями, а привлекал внимание к спискам 5 с лишним тысяч детей. Онучаствовал в марше против сноса арт-деревни, разоблачал скандальные моменты в истории с загрязненным меламином молочным питанием, а также писал в блог о своем отношении к социальной несправедливости. "Это и есть то, что он рисковал делать, а другие не рисковали", - отмечает его мать.

К требованиям освободить Ай Вэйвэя присоединился Тайвань – напомним, художник планировал 6 апреля прилететь в Тайбэй. Требования свободы, демократии, соблюдения прав человека и реформ набирают силу, и китайским властям следует серьезно присмотреться к этому, подчеркнул в опубликованном вечером 5 апреля заявлении Совет по делам материка (МАС). “Надеемся, что китайские власти с уважением отнесутся к требованиям своего народа [соблюдать] свободу слова и свободу мысли, а также к таким универсальным ценностям, как фундаментальные права человека”, отметил МАС. “Надеемся, что они предпримут усилия, чтобы ответить на эти требования и соответствующим образом улучшить ситуацию”.

“Демократия, свобода, права человека являются универсальными ценностями”, цитирует Taipei Times заявление, с которым выступила 6 апреля Демократическая прогрессивная партия (DPP). “Выражаем глубокое сожаление в связи с тем, что китайское руководство продолжает осуществлять недолжные аресты, расправляться с демократическими активистами, и [оказывается] не в состоянии обеспечить защиту прав человека”, подчеркивает DPP, обращаясь к Китаю с настоятельным призывом “откликнуться на требования остального мира и немедленно освободить Ай Вэйвэя”.

Между тем с 4 апреля материковая цензура стирает из микроблогов на платформеSina Weibo все посты, относящиеся к Ай Вэйвэю; одна девушка 200 раз перепостилатекст с упоминанием его имени и каждый раз его удаляли. Теперь для выражения протеста сетевые комментаторы используют сочетание “Love the Future”, по написанию (爱未来) и звучанию ("ай вэйлай") похожее на Ай Вэйвэй (艾未未), например, так: "у меня не осталось веры в общество, если даже любовь к будущемуможет исчезнуть".