Рабочая группа ООН по насильственным или недобровольным изчезновениям констатировала, что адвокат Гао Чжишэн () содержится под стражей в нарушение международного права и призвала Пекин немедленно освободить его. В опубликованном 28 марта заявлении рабочей группы ООН отмечается также, что китайское правительство должно"предоставить возмещение за ущерб, нанесенный" Гао Чжишэну.



Местонахождение Гао Чжишэна, защищавшего членов незарегистрированных христианских общин и практикующих “Фалуньгун”, остается неизвестным с апреля 2010 года, когда он на короткое время вышел на свободу после того, как был похищен из дома своих родственников в провинции Шэньси в феврале 2009 года. Как подчеркивается в заявлении, насильственное исчезновение Гао Чжишэна является нарушением международного законодательства, поскольку он подвергся "наказанию за мирную реализацию им своих фундаментальных прав человека и в отсутствие хотя бы минимальных стандартов справедливого процесса". Это заявление было направлено китайским властям еще в июле 2010 года, а теперь предано гласности организацией Freedom Now, которая занимается случаем Гао Чжишэна.

Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям включает 5 экспертов - в настоящее время это представители Сенегала, Пакистана, Чили, Норвегии и Украины. Они рассматривают сообщения об исчезнувших людях, поступившие от родственников или правозащитных организаций, и направляют запросы государственным органам соответствующих стран.

Положение Гао Чжишэна привлекает пристальное внимание правозащитников в связи с публикацией открытого письма, где он подробно описал 10 дней пыток в сентябре 2007 года, когда его жестоко избивали, применяя удары током и болезненные уколы зубочистками, за которыми последовали недели издевательств над психикой. После этого Гао Чжишэн высказывал опасения, что в случае повторного ареста его снова будут пытать.

В апреле 2010 года он сообщил о тяжелых пытках, которым подвергался в период 14-месячного содержания под стражей, завершившийся в марте. В интервью Associated Press Гао Чжишэн рассказал, что его держали в гестхаусах, сельских домах и квартирах, находящихся в распоряжении агентов общественной безопасности в Пекине, его родной провинции Шэньси и Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). По его словам, когда он спросил у милиционеров в Пекине, почему его не отправят в тюрьму, то услышал ответ: "Попасть в тюрьму для тебя недостижимая мечта. Ты не настолько хорош для этого. Если мы захотим, чтобы ты исчез, то ты исчезнешь".

Возможно, окончательное исчезновение Гао Чжишэна планировалось осенью 2009 года, когда его отправили в Урумчи, в жилой комплекс Wild Horse. Отрезанный от интернета регион находился практически на военном положении, но его стали выпускать на вечерние прогулки. И на одной из таких прогулок, 25 сентября, его схватили неизвестные, представившиеся сотрудниками подразделения по борьбе с терроризмом. Гао сковали наручниками и с повязкой на глазах завели куда-то на верхний этаж, где подвергли жестоким допросам.  течение 48 часов моя жизнь висела на волоске", - вспоминает он.

Через неделю он оказался в центре временного содержания управления общественной безопасности СУАР, забитом тогда предполагаемыми участниками уличных столкновений в Урумчи. По его словам, ситуация заметно изменилась после визита в Китай президента Барака Обамы в ноябре 2009 года, когда его снова отправили в Юйлинь, в провинцию Шэньси. В феврале 2010 года к нему приехали около десятка представителей власти из Пекина, потребовавшие, чтобы он разыграл “представление”, если хочет снова увидеть родных. Его вывезли в удаленный буддийский центр на Утайшань, откуда Гао Чжишэн должен был сообщить всем, что хочет побыть в покое, Для этого милиция опубликовала через Twitter его мобильный номер, хотя разговоры с ним оставили странное впечатление.

Вскоре его отправили в Пекин, где в одной из чайных он и встретился с оператором и репортером из Associated Press. Гао Чжишэн просил не публиковать эту запись, если он снова не станет жертвой насильственного исчезновения или не сумеет перебраться в "безопасное место" вроде США или Европы. Через две недели он снова исчез – и с тех пор прошло около года. В январе, поскольку возникли серьезные опасения, что Гао Чжишэн подвергается пыткам, интервью было решено разместить в прессе.

В последние 18 месяцев в Китае отмечается “тревожный” рост случаев, когда адвокатов и правозащитников отправляют в тюрьмы, помещают под домашний арест или преследуют иными способами, подчеркнула на днях Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй. С октября 2010 года в офис Верховного комиссара ООН по правам человека поступило более 100 сообщений об арестах, насильственных исчезновениях и применении иных мер устрашения в отношении адвокатов и юристов.

25 марта Нави Пиллэй выразила серьезную обеспокоенность в связи с чрезвычайно суровым приговором, вынесенным судом в провинции Сычуань по делу ветерана демократического движения Лю Сяньбиня. Этот 10-летний тюремный срок “является подтверждением серьезных ограничений на свободу выражения мнений в Китае и еще одним из примеров эскалации притеснений активистов из числа правозащитников”, - сказала она. “Инакомыслие не является преступлением”, - отметила Нави Пиллэй, призвав  китайские власти освободить всех лиц, которые были задержаны за мирную реализацию своего права на свободу выражения мнений.

          

 Гао Чжишэн



Ветеран демократического движения в провинции Сычуань приговорен к 10 годам тюремного заключения

Пропавший более года тому назад Гао Чжишэн объявился в провинции Шаньси

Официальный комментарий не рассеял сумрак вокруг судьбы пропавшего правозащитника Гао Чжишэна

Задержанный в феврале 2009 года правозащитник Гао Чжишэн мог умереть под стражей

Семья китайского диссидента Гао Чжишэна совершила рискованный побег в США