Ветеран демократического движения из провинции Сычуань Лю Сянбинь (贤斌) приговорен 25 марта судом средней ступени города Суйнин к 10 годам тюремного заключения и 2 годам и 4 месяцам лишения политических прав. В результате скоротечного процесса, продолжавшегося лишь несколько часов, он признан виновным в“подстрекательстве к свержению государственной власти”, сообщила Associated Press его супруга Чэнь Минсянь (陈明先).


Она и старший брат Лю Сяньбина были допущены в зал суда. По ее словам, он оставался спокойным и собранным, хотя судья неоднократно прерывал его и адвоката. "Для меня этот 10-летний приговор, учитывая, что мы уже прошли через 10 лет тюрьмы, стал повторением болезненного процесса, когда я могу только смотреть и с тревогой ждать", - сказала Чэнь Минсянь, школьная учительница, которая растит 13-летнюю дочь. Она не уверена, что вердикт связан с призывами к “жасминовым” собраниям, поскольку "вся ситуация сейчас очень напряженная – друзей тащат в суд и задерживают".

Как считает координатор организации Chinese Human Rights Defenders(CHRD) Ван Сунлянь, столь суровый приговор по этому делу свидетельствует о "растущей нетерпимости китайского руководства по поводу правозащитной деятельности, отразившейся в продолжающихся обширных расправах с активистами, последовавших за сетевыми призывами к 'жасминовой революции'". По ее словам, милиция препятствовала гражданским активистам из провинции Сычуань и других мест присутствовать на процессе - одних забирали, других не выпускали из дома.

В обвинительном заключении, которое цитирует CHRD, упоминаются размещенные на зарубежных сайтах статьи, которые Лю Сяньбинь написал в период с апреля 2009 года по февраль 2010-го. В своих статьях, как указывает управление общественной безопасности города Суйнин, он "клеветал" на руководящую роль компартии, называя это "автократическим правлением", и "во многих случаях подстрекал других к свержению государственной власти и социалистического строя в стране", отстаивая право граждан на уличные протесты.

Следователи милиции указали, в частности, на статью, опубликованную на сайте Независимого китайского Pen-центра, была посвящена памяти Чжао Цзыяна в связи с пятой годовщиной смерти бывшего генсека компартии. Если бы ему хватило смелости взобраться на бронированную машину и произнести сильную речь, как это сделал Борис Ельцин, дело свободы и демократии в Китае наверняка не пошло бы по столь неровному пути, какой мы видим теперь перед собой,писал Лю Сяньбинь.

В 1989-м Лю Сяньбинь, бывший тогда 20-летним студентом университета, участвовал в демократическом движении с требованиями политической реформы и борьбы с коррупцией. Он продолжал заниматься политикой и после вооруженной расправы со студенческими манифестациями на площади Тяньаньмэнь, пока 15 апреля 1991 года не был арестован и приговорен к 2-1/2 годам тюрьмы по обвинению в “распространении контрреволюционной мятежной пропаганды”. Выйдя на свободу в октябре 1993 года, он продолжил работу по организации демократической политической партии, и 7 августа 1999 года был снова приговорен к тюремному заключению – на этот раз сроком на 13 лет по обвинению в “свержении государственной власти”. Он отсидел почти весь срок, добившись сокращения лишь на три года и 8 месяцев, выйдя из тюрьмы 6 ноября 2008 года. Но на свободе Лю Сяньбинь провел лишь 20 месяцев. 28 июня 2010 года его взяли под стражу по подозрению в “подстрекательстве к свержению государственной власти”.

“Десятилетнее заключение за написание статей является ужасным приговором и пародией на правосудие, - заявила заместитель директора программ AmnestyInternational по Азиатско-Тихоокеанскому региону Кэтрин Бэйбер (CatherineBaber). – Лю Сяньбин не виновен ни в каком преступлении. Он является узником совести и должен быть немедленно освобожден”. По ее словам, “китайские власти просто пристрелили гонца, не обратив внимания на послание, хотя даже премьер Вэнь Цзябао признал необходимость политической реформы”. 

     

 
Манифестация с призывом к освобождению Лю Сяньбина у комплекса представительства центрального правительства в Гонконге