Легенда об Алексее Божьем человеке, возникновение которой относят к к. IV — н. V в., принадлежит к числу самых популярных раннехристианских легенд, во всех европейских литературах есть немало ее прозаических и стихотворных обработок. Не меньшее распространение имели и древнерусские книжные варианты этой легенды, входившие во многие рукописные сборники, включенные в знаменитые макарьевские Четьи Минеи и Пролог, распевавшиеся в форме народного духовного стиха.
Русский народ создал свою песню-поэму об этом герое-страдальце, умирающем неузнанным нищим в доме своего отца. Как и др. персонажи духовных стихов, Алексей Божий человек тоже был примером стойкости, на его долю выпадают испытания иного рода — жизненные невзгоды.
Алексей человек Божий, наравне с бедным Лазарем, стали своими героями «нищей братии» именно потому, что были нищими. Но в отличие от бедного Лазаря, Алексей человек Божий добровольно отказался от всех благ земных. Русская «нищая братия» веками пела о его страданиях, как о своих. О степени популярности этого стиха В. П. Адрианова-Перетц писала в 1917: «Без преувеличения можно сказать, что ни один из подвижников русской земли не вызвал к себе такого интереса, не пробуждал такого сочувствия к своей жизни, как Алексей человек Божий».
В селе Керчомья, Усть-Куломского района, сохранился один из вариантов песнопения об «Алексея Божия» (здесь его так именуют). До наступления 30 марта это песнопение исполняли местные старухи на панихидах. Поют и теперь.
Для справки: Керчомья-село старинное, по историко-этнографическому делению относится к району Верхней Вычегды. По мнению ученых, этот район не принадлежит к числу мест древнейшего заселения коми, но, возможно, что ранее здесь было место поселения древнейших пермян в 10-12 веках, впоследствии исчезнувших. В писцовых книгах за 1646 год существует запись: «Да вновь же к погосту (Усть-Кулому) стояли деревеньки:Керчома,на реке Вычегде а в ней Сысойки Тимофеевы дети…».Местное предание гласит, что впервые в местечке «Немеч полой», что находится в 1,5 км. вниз по течению реки, во время большого половодья, в лодках-долбленках «струг-пыж» причалили охотники с собаками.
Первыми поселенцами села, скорее всего, были старообрядцы. Поэтому жителей данного села окрестные села именуют до сих пор «кержаками». Они же, вероятно, и завезли этот вариант песни, который я записала. В Интернет ничего из вариантов подобного песнопения я не нашла.
Во граде Риме я родился
В нем я быстро возрастал
Ефимьян, отец мой
Меня строго воспитал
Мать меня очень любила
Не могла без меня жить
Когда закончил я ученье
Меня вздумали женить
Мне усватали невесту
Я того и не хотел
Обвенчали меня браком
Сердцем сильно я скорбел
Возвратились мы из церкви
Пошли в спальню ночевать
И я нежную супругу
Стал душевно утешать
Помолились вместе богу
Я собрался уходить
Она плакала, просила
Как ей здесь одной прожить?
Я отдал кольцо венчально
Просил сильно не скорбеть
Обещал вернуться скоро
Велел меня ожидать
Поклонился я ей в ноги
Просил сильно не скорбеть
И разлуку и страданья
Ради бога все терпеть
Она встала на колени
И смотрела мне в глаза
У самой дрожали руки
Из глаз капала слеза
Последний раз я поклонился
И я вышел и ушел
И вот тайными путями
В юдейскую страну пришел
Променял свою одежду
С нищим братом на старье
Ходил странником скитался
В слезах много лет прошло
Меня дома потеряли
Не могли нигде найти
Я как блудный сын решился
К отцу странником прийти
Когда во город Рим явился
Предстал пред отцом своим
И как странник попросился
Ночевать пустить в свой дом
Он взглянул на меня больно
И сердечно пожалел
Разрешил мне жить в конюшне
А в дом войти не велел
С этих пор я жил в конюшне
Я в родительском дому
Я, его сын, нищий странник
Не известен был ему
Как ушел я мать решила
Из дома не выходить
И с моей супругой верной
Заключенной в келье жить
Видел я их ежедневно
Как рыдали обо мне
Разрывалось мое сердце
И я плакал в тишине
Обижали меня слуги
В доме родного отца
Обливали, избивали
Издевались без конца
Терпел голод, терпел холод
И телесно ослабел
И в своей конюшне темной
Я смертельно заболел
Взял листок белой бумаги
Написал письмо отцу
И матери, и супруге
О себе я извещал
Помолился богу слезно
Лег я грешный Алексей
Предал душу в руки бога
Кончил путь жизни своей
В этот день в соборной церкви
Слышал голос архиерей
Умер в доме Ефимьяна
Странник Божий Алексей
И ты папа Иннокентий
Возьми его схорони
Как достойного страдальца
Помяни за упокой
Пришел папа Иннокентий
Раба божьего искать
Помолившись о нем Богу
Прах его земле предать
Ефимьян и удивился
И не знает ничего
Нашли во дворе в конюшне
Покойника у него
Отец, мать, да и супруга
Рассуждали не дыша
-Кто же этот нищий странник?
-Так! Безгрешная душа!
Смотрят, лежит на соломе
В руках грамоту держа
Помолившись, письмо взяли
Папа вслух его читал:
-Прости отец! Прости милый!
Я сынок твой Алексей
Жил в твоем дому я долго
И терпел много скорбей
Вот теперь я умираю
Богу душу предаю
Не ропчи на Бога сильно
Пожалей душу свою
-А ты мать моя родная!
В день кончины моего
За все слезы и страданья
Прости сына своего
-И ты, верная супруга!
От души меня прости
И тебе господь сподобил
Крест свой слезно донести
Ефимьян сидел и слушал
Как читал папа письмо
Как узнал про Алексея
И в глазах стало темно
Пошатнулся, прослезился
Обнял сына своего
-Ты прости меня сыночек!
Прости отца твоего
-Не узнал тебя, мой милый
В смиреной жизни я твоей
Прости меня, мой любезный
Дорогой сын Алексей
Мать стояла побледневшей
Сказать слова не могла
Зарыдала, завопила
Поклонилась и легла
А супруга молодая
Платком закрыла лицо
Тихим голосом вопила
В руке держала кольцо
-О супруг мой неизменный
Что ты сделал надо мной?
Обещал вернуться скоро
Я тебя ждала душой
И вернулся, не открылся
Не утешил ты меня
И кольцо твое венчально
Почернело у меня
Я вдовою молодою
И девицей остаюсь
И смиреною душою
В руки бога предаюсь
И с горячими слезами
Поклонилась до земли
И подруги ее взяли
В свою келью увели
Тут все люди помянули
Алексея за упокой
Ефимьяна утешали
Чтоб не падал он душой
Дорогой папа Иннокентий
Отпеванье отслужил
И во граде, в святой церкви
Алексея схоронил
Поздравляю всех Алексеев, и сына своего, Алешеньку, с именинами 30 марта! Хочу напомнить, в старину было принято отмечать не день рождения «во грехе», а именно именины своего святого. В этот день крестной матери и отцу так же делались подарки и пекли пироги.
25 Мар 2011, 11:55