Американская блогосфера недоумевает: куда подевался преподобный Пэт Робертсон, почему молчит, не обличает японцев в грехах, за которые их, мол, покарал Господь? И впрямь: протестантский проповедник, снискавший сомнительную славу своими комментариями по случаю трагедии 11 сентября, урагана "Катрина", землетрясения на Гаити (все это, по его мнению Божья кара за аборты, гомосексуализм и союз с дьяволом), на сей раз благоразумно промолчал.

Зато нашлись у него единомышленники в России. Священник храма Святителя Николая в Хамовниках о. Александр Шумский догадался, за что Бог наказывает Японию. Оказывается, "этой суперэлектронной стране поручена разработка антихристова чипа", который будут вживлять в тела граждан после введения универсальной карточки. Но не только за это: "Практически все русские люди в один голос, не сговариваясь, утверждают, что страшный природный катаклизм в Японии есть возмездие этой стране за оскорбление нашего Отечества". Мол, после визита президента Медведева на Курилы японцы в бешенстве топтали его портреты и жгли российский флаг. Вот и получили по заслугам.

С православным иереем всецело согласна заместитель главного редактора "Известий" Елена Ямпольская: "Слезы сочувствия к пострадавшим не способны застить нам глаза и сознание настолько, чтобы мы перестали замечать очевидные вещи: Бог хранит Россию от внешних "наездов"... Унижать Россию не рекомендуется".

Такое впечатление, что она не в газете работает, а пресс-секретарем небесной канцелярии.

"У каждого века свое средневековье", - сказал Станислав Ежи Лец. Православно-патриотическая Россия погружается в свое средневековье с энтузиазмом, достойным лучшего применения.

Человечество пыталось осмыслить гнев стихий с глубокой древности. Сомневаться в том, что это наказание, ниспосланное свыше, никому долго не приходило в голову - люди лишь старались понять свою вину. Но вот когда в 1755 году, в век Просвещения, чудовищное землетрясение разрушило Лиссабон (по мнению современных ученых, его сила была именно такой, как у нынешнего японского, - 8,9 балла), человек впервые возроптал. Бедствие стало предметом философской дискуссии. Знаменитый проповедник иезуит Габриель Малагрида опубликовал "Суждение об истинной причине землетрясения", в котором утверждал, что это наказание за театр, музыку, танцы, непристойные комедии и бой быков. Но почему же в таком случае силы небесные разрушили храмы, а улица борделей уцелела? А потому, хитроумно отвечал стихотворец Франсишку ди Пина и Мелу, что бордели осквернить невозможно, и потому, что Господь питает сострадание к заблудшим душам. Обоим ответил в своей "Поэме на разрушение Лиссабона" Вольтер, усомнившийся в том, что страшное бедствие есть благо, ниспосланное Богом.

Не осталась в стороне от этой дискуссии и Россия. Придворный проповедник императрицы Елизаветы иеромонах Гедеон Криновский, славившийся красноречием, отозвался на португальскую беду "Словом о случившемся в Европе и Африке ужасном трясении". Пересказав сообщения о разрушениях и гибели людей, Гедеон иронически вопрошал ученых мужей: "Не хочете ли все то приписать натуре?" С его точки зрения, землетрясение стало "явственным знамением скорого на земле пришествия Христова". Однако тем, кого не коснулась трагедия, не стоит обольщаться и мнить себя праведниками: "Но не подумал бы уже кто, послушая сего, что те люди, которые погибли совсем или некоторый хотя вред претерпели при помянутых нынешних страшных обстоятельствах, одни грешныи были: А мы праведныи, что сохранились, целы от зла?"

Ломоносов же написал тогда сочинение, в котором доказывал, что землетрясения свидетельствуют о незавершенности геологических процессов: "Таковые частые в подсолнечной перемены объявляют нам, что земная поверхность ныне совсем иной вид имеет, нежели каков был издревле". Мысль по тогдашним понятиям еретическая, ибо разве Господь не создал земную твердь раз и навсегда?

Так что ничего нового Шумский и Ямпольская не сказали. Мы уже знаем, что посетителей "Хромой лошади", по мнению пермских пастырей, Господь наказал за разврат, что гаитяне, по словам патриарха Кирилла, претерпели за "потерю нравственного облика", что прошлогодние пожары, по его же мнению, - опять-таки кара за грехи, а за какие именно - это пусть погорельцы сами осознают.

Об одном забыли эти обличители: христианство отменило и коллективную вину, и коллективную добродетель, оставило только личные. А уж о том, что для Бога нет ни эллина, ни иудея, и напоминать неприлично.

 
Владимир Абаринов