Как и в любой другой стране мира, перспективы для успешной демократии в Египте реальны лишь в том случае, если власти поддержат здоровые темпы экономического роста. Одно из главных разочарований режимом Мубарака - медленный темп улучшения уровня жизни для большинства египтян. Доход на душу населения в Египте почти удвоился с 1980 года. За этот же период времени, доход на душу населения в Индии увеличился более чем в три раза, а в Китае – более чем в 12 раз. Достижение таких высоких темпов роста возможно, потому что в Египте имеется множество предпосылок для такого роста. Это и достаточно хорошая, транспортная инфраструктура, развитая связь, интернет и другие виды коммуникации, умеренные налоговые ставки, обеспеченность собственными энергоресурсами и наличие других природных ресурсов. Это выполнимо, но если реформы возглавит ставленник «авторитарной аристократии», извращающий и дискредитирующий либеральные демократические реформы в угоду лоббируемым им узкогрупповым интересам, то плачевный результат предсказуем.
Экономическое развитие в значительной мере связано с экономической свободой, а на этот счет Египет занимает не очень хорошую позицию. Согласно докладу "Экономическая свобода в мире" института Фрезера, страна имеет 80-е место из числа 141 страны, о которых в этом докладе идет речь. Правда, в России с экономической свободой дело обстоит ещё хуже — 84-е место. Согласно исследованию Фонда «The Heritage Foundation» по "Индексу экономической свободы" Египет занимает 96-е место из 179 сравниваемых стран, у России здесь, увы, малопочётное 143-е. Индекс стоимости "Ведения бизнеса" в Египте 94-й из 183 оцениваемых стран, с бизнесом в России также сложнее — 123-е место.
В отличие от политических препятствий, первым шагом на пути преодоления которых, вероятно, станет конституционный референдум (Референдум, если кто забыл, есть элемент прямой демократии и представляет собой непосредственное правотворчествонарода, как один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина), некоторые экономические препятствия потребуют времени для их преодоления, в частности:
· Инфляция: Высокие темпы инфляции (13% на конец 2009 года) приводят к нерациональному распределению ресурсов и добавляют экономической неопределенности. Вместо того, чтобы проводить более ответственную денежно-кредитную политику, Египет поддался искушению госконтроля над ценами, который, как всегда, является причиной черных рынков и дефицита. В России инфляция значительно ниже — 8,7% в 2010году.
· Бюджетный дефицит. Как и во многих других странах, государственные расходы Египта слишком высоки по сравнению с доходами. В результате дефицит государственного бюджета - 7,97% от валового внутреннего продукта в 2010 году. Российский показатель - 4,1% ВВП. Более быстрый экономический рост является единственным лекарством от этой проблемы.
· Дорогостоящая бюрократия. Египет задыхается от массы чиновников, которые добавляют ненужные расходы и задержки на различные виды деятельности бизнеса. Судебная система, как правило, медлительна, непредсказуема и порой коррумпирована, это означает, что право собственности в государстве не защищено должным образом. Однако по общему объему расходов правительства, в сравнении с Россией, Египет находится в лучшем положении. 34% от ВВП против 40%, индекс свободы от коррупции, по данным Transparency International, также выше — 28, против 22 в России.
· Торговые барьеры. Тарифы и нетарифные барьеры слишком высоки, чтобы позволить в полной мере раскрыть потенциал предприятий. Учитывая стратегически выгодное географическое местоположение Египта с Суэцким каналом, стране можно было бы извлечь большую пользу, став зоной полностью свободной торговли, став крупным центром для распределения и перевалки товаров. Учитывая расположение, телекоммуникационную инфраструктуру и большое количество образованных носителей английского языка, Египет является логичным местом для создания большого финансового центра.
Хорошая новость для Египта состоит в том, что необходимые экономические реформы выполнимы и могут быть сделаны в течение нескольких месяцев, при наличии соответствующей политической воли. Устойчивый экономический рост на протяжении предыдущих шести лет подтверждает потенциал успешного развития и вселяет некоторую долю оптимизма.