Бывший депутат Госдумы, сопредседатель созданной в декабре Партии народной свободы (Парнас) Владимир Рыжков призывает соотечественников с чемоданным настроением «не капитулировать», считает, что Михаил Ходорковский мог бы возглавить российскую оппозицию, обещает, что демократы больше не будут ссориться и уверен, что у страны, которой правят люди с уголовно-хулиганским мышлением, нет будущего.
Очередная партия, очередные лозунги, пафосные речи. Зачем?
- Нас тревожит, что происходит в стране — из 20 крупнейших экономик мира мы наихудшие во время кризиса и в период выхода из него, из России идет паническое бегство капитала — в прошлом году ушло 38 млрд долларов, больше всего в мире денег убежало из России, сохраняется высокая безработица, растет социальное расслоение и продолжается деградация. Главный мотив создания Партии народной свободы (Парнас) — стремление переломить ситуацию в стране к лучшему. Всю работу мы будем направлять не на внутреннюю расстановку кадров, а на продвижение четырех лозунгов: пресечение коррупции в высших эшелонах власти, возвращение выборов всех уровней, политический и общественный контроль за силовиками, снятие препонов для развития бизнеса и гражданского общества.
Это далеко не первая и даже не вторая попытка оппозиционеров объединиться. Не исключено, что через полгода, как это часто бывало, вы поймете, что решительно не подходите друг другу и разбежитесь. Почему сейчас должно получиться?
- Две вещи сыграли решающую роль: первая - сейчас велики протестные настроения, и видим, что в обществе началось пробуждение, поэтому мы верим в успех. Вторая причина — мы впервые смогли выработать очень простую программу для нашей партии (всего четыре приоритета), договориться о механизме выдвижения единого кандидата в президенты (в мае-июне) и мы реально очень дружно работаем. Это шире, чем «Солидарность», более крепко сделано, чем «Другая Россия». У нас решены все политические, организационные вопросы, у нас очень высокий дух согласия среди четырех организаций. Пробуждение общества, четкая политическая программа и четкие политические договоренности — слагаемые успеха.
Двум-то хозяйкам на одной кухне, как известно, тесно, а в новой коалиции целых четыре сопредседателя! Как избежать битвы на поварешках?
- Не вижу никакой почвы для разногласий. У нас полный паритет: четыре сопредседателя, 12 членов политсовета по три от каждой организации. Страна точно также условно разделена нами на четыре части: по 12-15 регионов у каждой организации, где мы создаем местные организации. Две столицы мы делаем вместе — Москва, Петербург, где у нас будет по четыре сопредседателя. При выдвижении единого кандидата в президенты у нас не должно быть конфликтов, потому что на съезде мы утвердили порядок выдвижения. Это будет большой съезд — 500 человек, который тайным голосованием из 4-5 кандидатов выберет одного. И мы договорились о том, что остальные четверо будут его поддерживать.
Оппозицию часто обвиняют в отсутствии лидера, способного повести за собой широкие народные массы.
- Гораздо важнее сам факт создания оппозиционной партии и выдвижение ясной программы. Мне нравится коллективная модель. Считается, что она не для России, но я с этим не согласен. Вопрос лидера решится сам собой. Если партия будет активно работать, то самый способный, самый популярный в народе выдвинется на первый план.
Немцов сегодня у электората не в почете.
- Общество — это подвижная система, это не фотография. Общество — это фильм. Меняется динамика, меняется отношение к оппозиции, к ее лидерам. Тем более, если власть допускает ошибки, как, например, с арестом Немцова. Нельзя прогнозировать будущее, исходя из прошлого. Настоящее меняет будущее.
«Вор, который должен сидеть в тюрьме» может возглавить общественный протест?
- Думаю, вполне мог бы. Возможно, это одна из причин, почему Ходорковского продолжают держать в тюрьме.
Вернемся к внутренним противоречиям — в коалицию входит «Демвыбор» Владимира Милова, который, общем-то, ничего против «дискурса о здоровом русском национализме» не имеет...
- Я не знаю, что такое здоровый национализм. Это частное мнение Владимира Милова, не отражающее позиции Партии народной свободы. У нас резко отрицательное отношение к национализму. Надо говорить о патриотизме, о любви к России, к ее конституции, законам... Я сам сибиряк. Сибирь — это котел сотен народов и национальностей. Национализм в тех формах, которые он сегодня принимает, прямой путь к развалу страны.
Что вы сможете предложить соотечественникам, которых достали все: и «Единая Россия», и демократы, которые, как выразился Путин, «поураганили в начале 90-х»?
- Мы не ставим задачу перетянуть на свою сторону недовольных, потому что недовольные — это «облако в штанах». Сегодня они одним недовольны, завтра — другим. Мы делаем ставку не на это. Мы ориентируемся на людей, которые поддержат нашу программу. Полагаю, что это 10-15% избирателей в целом по стране, в таких городах, как Петербург и Москва — это, может быть, 30-40%.
На прошлых выборах программой «Единой России» был крайне туманный «План Путина». В сухом остатке — у «ЕдРа» абсолютное большинство в Госдуме.
- В России так получилось, что программы всегда недооценивались. Я не думаю, что наш народ чем-то отличается от других. На мой взгляд, наши люди, наоборот, хотят, чтобы партия четко сказала, что она собирается делать. У нас нет доступа к телевидению, практически не осталось независимых СМИ, но есть интернет - 43 млн пользователей по стране, есть немногие независимые СМИ и год впереди. Мы готовимся к парламентским выборам. На сегодняшний день, по данным Левада-центра, Партия народной свободы на пятом месте по стране — мы почти вровень со «Справедливой Россией».
Чем вы отличаетесь от «Яблока»? Как избирателю отличить фрукт от «Парнаса»?
- У «Яблока» другая программа. Мы здесь не совпадаем. Я не вижу проблемы.
И какая же программа у «Яблока»?
- Мне кажется, я не очень понимаю, какая именно.
Вы в своей программе говорите, что знаете, как «поставить силовиков к стенке»...
- Надо провести чистку в судейском корпусе, отстранив от судейства всех, кто запятнал себя заказными приговорами. Например, как Данилкин. Нужно вернуть практику согласования судей парламентом, чтобы они были подотчетны. ГУВД ежегодно должно отчитываться перед ФСБ, кого они прослушивали, за кем они наблюдали и т. д. У нас этого вообще в практике нет. Милиция, ФСБ, прокуратура и суды должны знать, что за любое произвольное, коррумпированное решение они несут ответственность вплоть до увольнения и возбуждения уголовного дела.
Вы еще и коррупцию победить собираетесь. Как? Даже у гаранта Конституции не получается!
- Ратифицировать и реализовать конвенцию ООН, что каждый чиновник, который не может объяснить происхождение своей недвижимости, дорогой машины и сбережений автоматически признается подозреваемым в уголовном преступлении. Предлагаем ввести обязательную декларацию расходов. Также предлагаем то, что было исключено Путиным из уголовного кодекса — конфискация имущества коррупционеров. Это норма есть во всех странах.
Где гарантии, что декларация о расходах не превратится в такую же бессмыслицу, как декларация о доходах?
- Декларацию о доходах проверить невозможно, а декларацию о расходах — легко! Если чиновник пишет, что купил коттедж за 10 млн долларов, то он должен объяснить, где он взял эти деньги.
Вы говорите о будущем, но коррупция — сегодня. В том числе из-за нее у бизнес-элит «чемоданное настроение»
- Очень многие так настроены. За десять путинских лет Россию покинуло более миллиона человек. Подавляющее большинство из них сохраняет российские паспорта, но живет за рубежом. Люди продолжают покидать Россию — из-за грязи, сосулек, льда, ЖКХ, дороговизны, неустроенности, отсутствия некоррумпированной милиции, нормального образования, безопасности на улицах... 40% уезжающих за рубеж специалисты с высшим образованием, 15% - это бизнес, который покупает там недвижимость, то есть фактически покидает страну вместе с деньгами. Мы получаем отъезд наиболее активных, образованных и дееспособных людей на запад, а сюда приезжают очень нужные нам, но зачастую менее образованные и менее квалифицированные люди из стран Центральной Азии. Мы получаем вымывание элиты из страны. Это драматический процесс. Фактически это капитуляция. Я призываю не капитулировать!
Предположим, потенциальные эмигранты ответят вам: «Окей, мы остаемся», но вместе с тем они зададут вам вполне резонный вопрос: «Когда Россия станет комфортной для проживания страной?»
- Быстро этого не сделать. За пять-десять лет при смене власти и смене политического курса этого вполне можно достичь. Нужно протестовать, требовать изменений. К сожалению, у нас люди предпочитают либо просто молчать, либо бежать из страны. Путин вернется - еще миллион уедет. С каждой волной эмиграции, которую провоцирует власть, шансы на то, что Россия выживет и будет развиваться, уменьшаются. Но не все могут позволить себе уехать из страны, там тоже никто нас особо не ждет — нужны деньги, нужна работа.
Судя по федеральным телеканалам, не все так плохо. Путину погорелица в знак благодарности свитер связала, в котором он отстоял рождественскую службу...
- Можно 10 лет изображать, что все хорошо в ситуации, когда дорожает нефть, газ и деньги щедрой рекой льются в доходы бюджета. Но когда Россия уже два года находится в жестком экономическом кризисе, когда у нас огромный дефицит бюджета и не растут доходы бюджетников на фоне бешеного роста тарифов на электричество, проезд в общественном транспорте, подорожании продуктов питания, дефицита лекарств можно сколько угодно одевать сшитые погорелицами свитера, сколько угодно держать свечек в храмах. Народ оценивает свою жизнь по собственному кошельку. Экономика и социальная сфера не работают.
У нас есть президент — Дмитрий Медведев. С ним связывали большие надежды.
- Я с самого начала говорил, что Медведев не сможет состояться как самостоятельная политическая фигура. У Путина в руках были силовики, естественные монополии, правящая партия, все губернаторы — члены правящей партии и медиаресурсы. А у Медведева ничего из этого не было. За три года он не смог ни один из этих ресурсов взять под контроль. Кроме того, у Путина огромная персонально преданная ему команда. Медведев пришел один. Он поставлен в такие условия, что даже кадровые вопросы решать не может.
А как же снятие Лужкова, которое громко звякнуло в его копилке?
- Это путинское решение. Путин с самого начала 2000-х годов взял курс на уничтожение губернаторов, как самостоятельных политических сил. Он систематически их ослаблял. Сначала он реформировал Совет Федерации, где они заседали, после Беслана он отменил губернаторские выборы, затем он начал одного за другим снимать. Последним избранным авторитетным градоначальником с большим влиянием и ресурсами оставался Лужков. Сняв Лужкова, Путин полностью зачистил губернаторское пространство. Сегодня в стране нет ни одного самостоятельного губернатора, по-настоящему влиятельного — с деньгами, телевидением, политическим авторитетом.
«Путин-2012» - мечты не сбываются?
- Думаю, он хочет и планирует вернуться. Наша задача сделать так, чтобы президентом стал другой человек.
Путин как-то заметил, что он «русский националист».
- У Путина вообще нет никаких взглядов. Сегодня он один, завтра — другой. По-моему, его интересуют только власть и деньги. Но то, что некомпетентен во многих вопросах, в том числе национальном, для меня очевидно.
Россия в 2030-м - Путину вручают десятый орден под радостные возгласы трудящихся. Такое возможно?
- Режим Путина вступил в эпоху кризиса. Это связано с экономическими, социальными неудачами, с тотальной коррупцией его личного окружения, ростом недовольства в обществе. До 2008 года Путин шел в гору — ему везло, он был фартовым, начиная с грузинской войны и экономического кризиса он пошел под гору. Кризис будет обостряться. Наша задача, как партии предложит обществу ответственную, профессиональную, солидную альтернативу. Если мы сможем это сделать, есть шанс на мирный переход власти и то, что у нас не будет очередной революции, краха, хаоса.
После событий на Манежной ряд экспертов заговорили о «коричневой чуме», которой якобы поражена Россия.
- Никаких подтверждений этому в социологии нет. После Манежной ФОМ проводил опрос, с огромным преимуществом у нас доминируют нормальные настроения. Например, на вопрос раздражают ли вас люди другого внешнего вида и другой национальности, 70% отвечают «нет» и только 23% - да. Я не верю в «коричневую революцию». Если мы добьемся свободных выборов, то россияне — не идиоты и выберут нормальных людей.
Судя по всему, мы можем быть спокойны — с фашистами обещало бороться прокремлевское движение «Наши»...
- Они называют себя антифашистами, но мы не видели их ни на Манежной площади, ни у «Европейского». «Нашисты» сами применяют методы очень напоминающие фашистские. Например, преследование лидеров оппозиции, насаживание на колья голов оппозиционеров, были случаи, когда они расстреливали из ружьев и лука наши портреты. Это чисто нацистские и фашистские методы. Их главная задача — по команде Кремля устраивать грязные, гнусные провокации против критиков Путина с использование дерьма, с летающими фаллосами и сачками для бабочек. Замечу, что все эти подлые провокации делаются за счет налогоплательщиков. Тот факт, что руководит этими гнусными провокаторами Владислав Сурков, говорит о том, что власть надо менять. Страной правят люди с уголовно-хулиганским мышлением. В какой нормальной цивилизованной стране можно представить, что первый замглавы администрации курировал провокации с человеческим дерьмом, фаллосами и сачками. Это показатель запредельно низкого уровня культуры людей, которые нами руководят. Страна с таким руководством не имеет будущего.