В конце прошлого года священнослужители Сыктывкарской и Воркутинской епархии направили обращение к Правительству и Госсовету Республики Коми. Они потребовали от властей «защищать интересы православного большинства, которое пытаются сейчас уравнять с правами разного рода меньшинств», признали «очень опасным уравнивание традиционных и нетрадиционных конфессий в России» и заявили, что «до введения толерантных понятий Коми край не ведал национальной и религиозной вражды». По сути, это обращение можно воспринять как антиконституционное выступление, с требованием изменения основ конституционного устройства страны, а также с призывом к ущемлению прав граждан по принципу религиозной принадлежности. И это не первое подобного рода выступление местных служителей Русской Православной церкви (РПЦ).
«Ударь и сокруши»
28 августа 2010года в Сыктывкаре состоялась конференция «Бог и мировое зло в контексте мировой глобализации». Среди выступавших был замечен Павел Волочков - епископ Сыктывкарский и Воркутинский, который после монашеского пострига с 1984года носит имя отец Питирим. Выступление правящего архиерея поразило призывом к насилию по отношению к инаковерующим, атеистам и евреям. Волочков во всеуслышание провозгласил: «Если услышишь, что кто-нибудь хулит владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся – ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной! Пусть знают жиды и поганые еретики, что Христиане спасители государства, строители и заступники учителя. Пусть узнают необузданные и развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться Божьих рабов! Если хотят когда- либо говорить что –нибудь неподобное – пусть теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан!».
Не секрет, что с подобного рода проповедями в свое время выступали священники РПЦ, освящавшие преступления карателей в годы Второй Мировой войны. Но ведь ценой огромных кровавых потерь фашизм победили. Допустимо ли в наши дни безнаказанно разжигать рознь? Разве не содержится в этом призыве состав преступления, предусмотренный ст. 282 УК РФ?
Общеизвестно, что еретическими признаются все религиозные учения, отклоняющиеся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики, культа и организации. Значит, следует всех «отклонившихся» избивать? Если человек не верит в существование бога, то его за «эту хулу» следует избивать? Не много ли позволяет себе гражданин Волочков, требуя, чтобы всех несогласных с ним «ударяли и сокрушали»? Разве не кротость и милосердие обязан проповедовать епископ?
Ведь этот призыв архиерея как руководство к действию обращен ко всем верующим и клиру РПЦ. Что это? Перерождение служителя церкви или нечто иное?
Смерть собакам
Видимо, следует обратить внимание на период церковного строительства в Коми конца 20- начала 21 века. В регионе было создано 3 мужских и 4 женских монастыря. В старинном селе Важкурья (Корткеросский район) за глухим деревянным забором находится один из них -мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы.
Каждый собирающийся стать монахом, должен пройти обряд пострижения, символизирующий полное отречение от «мира греха» и абсолютное повиновение церкви. Монашествующие составляют группу лиц, из которой назначаются руководящие деятели церкви. Это так называемая кузница кадров РПЦ. И такое соседство, казалось, должно было бы радовать важкурьинцев.
Однажды, в начале 2000-х г, приехав в Важкурью к престарелым родителям своего приятеля, не увидел во дворе всеобщей любимицы Буско. Хозяин, насупившись, пояснил, что пьяный монах из ружья застрелил собаку. После моих расспросов, пенсионер посоветовал пообщаться с соседями.
Услышанное поразило. Оказалось, что верховодит в монастыре Сергей Генрихович Ветошкин, принявший при постриге имя отец Михаил. До перевода в Важкурью он служил экономом в Свято-Троице -Стефаново-Ульяновском мужском монастыре (Усть-Куломский район). Еще, пребывая в Ульяновском монастыре, он наводил «порядок» за пределами монастырской территории, отстреливая из ружья сельских собак. Он оставил о себе громкую славу в районе не только ружейной пальбой.
Как Ветошкин попал в Ульяновский монастырь? Судьба свела его в 1989 г с Волочковым, который с весны 1989г по осень 1994г был в Печоре настоятелем молитвенного дома. В апреле 1994г Волочкова произвели в сан игумена, т.е. признали монахом, получившим полное право быть настоятелем монастыря или же его помощником. И уже осенью того же года перевели настоятелем в Ульяновский монастырь. Туда же, следом за ним перебрался Ветошкин (отец Михаил).
Волочков буквально за полтора года сделал стремительную карьеру. Из иеромонаха -самого низшего пресвитерского монашеского сана вырос до первого лица епархии. Поговаривают, что за него похлопотал Юрий Спиридонов. Якобы, Главе Коми понравилось, что этот монах имеет большой живот. В октябре 1995г о. Питирим получил сан архимандрита- «старшего над оградой», т.е. главного настоятеля монастыря и одновременно был назначен епископом Сыктывкарским и Воркутинским. Спустя два месяца был рукоположен во епископы- в «надзиратели» Сыктывкарской и Воркутинской епархии. Патриарх Алексий положил свою руку на голову Волочкова, считая, что тем самым передал ему «божественную благодать». Ветошкин же еще некоторое время оставался экономом в Ульяновске.
На не совсем обычное поведение эконома монастыря обращали внимание.
Отречение от матери
После перевода Ветошкина настоятелем в монастырь Важкурьи, в Корткеросское РОВД поступила телеграмма из Краснодара, шокировавшая своим содержанием: «Требую снять с должности начальника УВД Корткеросского района. Ветошкин, убивший, изнасиловавший гомосексуально моего сына Курагина Станислава Викторовича, превративший т.н. монастырь села Важкурья в бордель гомиков, наркогипнозитизированием превращающий людей в рабов с целью извлечения денег, специально обрабатывает начальника милиции и сотрудников, пропагандируя гомосексуализм…, чтобы…убийства и втягивание в наркотики помогали превращать детей Коми в пожизненных рабов, …натравливать детей и родителей друг на друга, отрывая родных…» Подобных телеграмм в Коми поступило несколько. Возможно, Курагин пожаловался матери, а потом в силу неизвестных причин перестал выходить с ней на связь. Можно только предполагать, почему женщина решила, что ее сын погиб.
В конце -концов в марте 1999г в монастырь направилась группа из сотрудников прокуратуры и милиции. Но представителей власти туда не впустили. А за ворота монастыря вышли служители, в числе которых был Курагин Станислав (иеромонах Гавриил). Окруженный братией, он заявил, что находится в монастыре добровольно. После чего монахи зашли обратно, а сотрудники органов власти покинули село. Через год отец Гавриил публично отрекся от своей матери. По собственной воле или по принуждению, гадать не будем. Возможно, что добровольно.
Ружье под нос
В поле зрения правоохранителей этот монастырь вновь попал в апреле 2001г, когда в Корткеросскую больницу привезли пациента с сотрясением мозга и переломанным носом. Им оказался монах - отец Емельян (Евгений Исаев). Сообщение о возможном криминале было направлено в милицию. Исаев пояснил, что его избили неизвестные на дороге, и писать заявление не пожелал. Сотруднику Корткеросского РОВД через два дня удалось взять объяснительную у одного из монахов. Тот в деликатной форме рассказал совершенно иную причину полученных Исаевым травм: «На улице возле гаража стояли отец Михаил и отец Емельян. Оба находились в состоянии алкогольного опьянения. Они о чем-то бурно беседовали на громких тонах. После того, как я возвращался обратно, отец Емельян лежал на земле, а отец Михаил стоял над ним. После того, как отец Емельян зашел в дом, он был весь в крови. Утром следующего дня отца Емельяна увезли в больницу».
Как удалось опросить монаха? Большая группа из сотрудников СОБРа, ОБОП МВД РК, ФСБ РК и районной милиции приехала в монастырь с обыском. Поводом послужило то, что Ветошкин совершил правонарушение. Он был владельцем многозарядных ружей и газовых пистолетов. А по месту его жительства в Сыктывкаре участковый милиционер оружия не обнаружил. Когда правоохранителям удалось проникнуть на территорию монастыря, не все монахи стали отмалчиваться. К примеру, Роман Куратов (отец Ипполит) рассказал, что отец Михаил (Ветошкин) не раз пугал его применением оружия, водил ружьем перед носом. А однажды даже заставил пристрелить из ружья чью-то собаку.
Во время обыска нашлось оружие, а кладовка оказалась заставленной бочонками пива «Балтика», коробками с кофе «Нескафе», консервированными оливками и ящиками «Кагора». Настоятель пояснил происхождение этой «бедности» тем, что ее за усердную службу послал Бог.
Скотный двор?
Предполагалось, что столь внушительные силы приезжали в Важкурью, т.к. не исключалась возможность убийств за стенами монастыря. Дело в том, что в 2001г Волочков написал заявление в милицию о розыске пропавших монахов. Они бесследно исчезли: один(?) в 1997г, второй(?) в 1998г. Не обнаружив криминала, служилые люди уехали. А потом и вовсе оставили монахов в покое. В том же году Борис Ельцин наградил Павла Волочкова орденом Дружбы Народов. Ветошкин до сих пор «кует кадры» в Важкурьинском монастыре.
Епископ своим призывом «ударять и сокрушать» обратился к своей братии и пастве. Как могут воспринять этот сигнал к действию любители «водить оружием под носом»? Будет ли прокурор в оценке деяний Павла Волочкова руководствоваться требованиями федерального закона, или же посчитает, что закон писан не для всех? Писатель Оруэл, описывая скотный двор, писал, что только в нем, среди равных перед законом, есть те, которые равнее других. Неужели наш регион должен быть превращен в «скотный двор»?