«Всё, пора выходить из подполья! – решительно приказывала сама себе несколько дней подряд. – Сколько можно лениться? Люди вон каждый день, несмотря на каникулы, что-то пишут, отзываются на события, сами эти события создают. Историю творят!» А в подполье моём так уютно, так хорошо: варится еда (сначала собаке, потом внукам, потому как внуки целый день кусочничают новогодними сладостями и фруктами, им кашу и за маму-за папу в рот не запихаешь, а пёс на привязи, откуда себе пропитание добудет, если я не накормлю?), трещат дрова в печке, муж что-то там приколачивает на стенку… Как же мне понятны и симпатичны люди, никогда не выходящие протестовать на площадь, не состоящие в партиях, ничего не знающие об аресте Бориса Немцова. Живут по простым житейским принципам: дети живы-здоровы, есть хлеб на столе, и слава Богу (а может быть, и не Богу, а «Единой России»). Всё правильно, так и должно быть: семья, дом, здоровье близких и своё здоровье, работа с зарплатой – главные, вечные человеческие ценности при любом строе и любых правителях. «Для меня всякая власть хороша, если не посягает на мои жизненные ценности» – простое правило обывателя, которым он руководствуется, когда становится электоратом. Власть хорошо знает это и не посягает. В открытую не посягает. Более того, столько хороших слов произносит про поддержку семьи, детства, и не только слова произносит, но и программы красивые принимает: «Дом для молодой семьи», например. Электорат верит: «И вправду хорошо живём, не то, что поколения наших отцов-дедов. Спасибо партии родной!»
К чему я это? Я к тому, что выдержала больше двух недель в своей скорлупе из тишины и покоя, как почти все. И вправду хорошо… Вылезать не хотелось. Да и не заставлял никто. И ничто тоже. Кроме одного обстоятельства: выборы на носу, а много ли желающих брать власть (которую, как известно, не дают) и при этом не боящихся испачкаться в чудовищной грязи. Судя по предложениям, поступившим мне от нескольких партий (при том, что я беспартийная) перед самым Новым годом, дураков, как говорится, нема.
В общем, время безмятежного созерцания деревенского пейзажа на фоне политического беспредела в стране закончилось моей капитуляцией перед неизбежностью участия в предстоящих выборах в Государственный Совет РК. Да, в здравом уме и осознании того, что никаких выборов в России в целом, и в Республике Коми, в частности, нет. Что все места в Госсовете давно расписаны поимённо, и моего имени там нет и быть не может. Что против меня не только административный ресурс, но это не так страшно, потому что, надеюсь, найдётся ещё много кандидатов, на которых он будет дробиться. Против меня мой возраст: я понимаю, что того отчаянного блеска в глазах, в который поверили избиратели Сысольского и Сыктывдинского района в 1999 году, когда я стала их депутатом, уже нет.
Если бы только я знала, что есть кому наступать на пятки, честное слово, не стала бы ввязываться ни в какие политические баталии, даже местного, районного масштаба. Оглядываясь назад, вижу много умных, продвинутых своих учеников, мы дружим по Интернету, я горжусь своей причастностью к их успешной жизненной карьере, но не вижу пока стремления к честному политическому лидерству. В молодёжных организациях лидируют – да, но самостоятельности, личной позиции, политической смелости не вижу. Оно и понятно, самостоятельные люди в наше время, в нашей стране никогда карьеру не сделают. Молодёжь у нас расчётливая, нацеленная на успех (любой ценой ли? – главный критерий для меня как педагога). Поэтому работает на победу сильнейшего, иначе зачем?
А мне зачем? Стараться, себя подставлять, понимая, что победы не будет? Какой ответ ни дам, каждый из них будет неполным и неточным, по каждому из них можно будет уже начать бить прямо здесь. Иду на выборы, чтобы показать людям: в стране есть не только Путин и «Единая Россия». Иду, потому, что есть что сказать людям о проблемах коми народа и путях решения этих проблем. Иду, потому что много лет отдала культуре и образованию и хочу быть полезной работающим в этих отраслях специалистам, детям, сельским жителям в целом. Иду, потому что знаю депутатскую работу, избиралась уже в Госсовет, и будучи депутатом на неосвобождённой основе, успевала активно работать в Комитете по социальной политике (заместителем председателя, кстати, у Г.Н.Кравченко), состояла, причём достаточно активно, в нескольких попечительских советах, в т.ч. фонда «Жилье-Север инвест» и педколледжа №2, выходила от имени Госсовета РК с законодательными инициативами в Государственную Думу РФ. И, конечно, при этом была директором гимназии искусств при Главе РК. В общем, опыт…
Вернусь-ка ещё раз к теме, кто на пятки наступает. Из наших молодых блоггеров радует только Катя Соколова. Ей пора идти брать власть. Пусть ребёнок маленький, это не помеха, если муж поддерживает, а он поддерживает, знаю. Когда в 1989 году, с подачи Ю.А.Спиридонова, я, тогда директор сельской школы, стала кандидатом в народные депутаты СССР на самых первых альтернативных выборах, у меня было трое детей, младшей ещё не исполнилось и 3-х лет. Этот факт моей личной жизни соперники пытались обернуть против меня, распространив по сарафанному радио (как известно, самому действенному средству связи) слух о том, что я плохая мать и жена, дети брошены на мужа. Тога возмущённый муж организовал семейный пикет возле ЦУМа, со всеми тремя детьми, с транспарантом, утверждавшим, что кандидат в народные депутаты СССР М.В.Кузьбожева любимая жена и лучшая на свете мать. Депутатом я тогда не стала, но закалку получила хорошую.
Просто трепаться на сайте на тему, какая насквозь прогнившая власть у нас в России, конечно, и модно, и безопасно, особенно если трепаться под никами. Но что от этого изменится? Участвовать в предстоящих выборах в Госсовет, в муниципальных выборах, а затем и в выборах в Государственную Думу – это значит хотя бы позицию свою довести до людей, побудить хоть кого-то из них задуматься и оглянутся чуть дальше своего уютного семейного круга. Свободные сайты читают очень немногие. Надеяться, что мы через блоги и сайты формируем общественное мнение, наивно. Смотрите, как узок круг отзывающихся на материалы семёрки. А погостевать в основном заходят провокаторы и те, кому поручено отслеживать содержимое.
В общем, кто ещё на выборы?