Непонятно, почему считается, что лучшие театры и музеи должны располагаться в Москве и Санкт-Петербурге. Получается, что провинциалы – люди второго сорта, им не положено у себя дома иметь хорошие картинные галереи, смотреть первоклассные спектакли. Это не совсем правильно. Или, вернее, совсем неправильно.
Вот пример. Год назад Галина Вишневская продавала свою художественную коллекцию. Споры шли, кому отдать – Третьяковке, Русскому музею, Эрмитажу. А почему не Национальному музею Сыктывкара или Художественной галереи Омска?
Хороший артист, закончив творческий вуз, старается изо всех сил остаться в столице, чтобы сделать хорошую карьеру. А почему бы не делать эту карьеру в Сыктывкаре, Воркуте, Кудымкаре? А потому, что их никто не узнает, кроме местных жителей. Но ведь можно же делать выдающиеся спектакли и на периферии. Яркий пример литовский Паневежис, где благодаря великому режиссеру Мильтинису родился один из лучших театров мира. И многие его актеры, такие как Банионис, получили всенародную известность.
Замечательный театр или музей может дать славу любому небольшому городу. Надо, чтобы власти были в этом заинтересованы. Или нашлись меценаты. Но где вы, местные Третьяковы, Мамонтовы, Саввы Морозовы?...