1. Восемнадцать адских сфер

    1.1 ВОСЕМЬ ГОРЯЧИХ АДОВ

    Эти восемь адов лежат один над другим наподобие этажей здания, начиная с Возрождающего ада наверху и кончая Адом беспредельных мучений в самом низу. В каждом из этих адов основание и ограждения состоит из раскаленного докрасна железа наподобие того, с каким работают кузнецы. Там не нашлось бы ни одного самого малого местечка, где можно было бы безопасно поставить ногу: все сплошное пышащее жаром пространство, заполненное слепящим бушующим пламенем.

    1.1.1 Возрождающий ад

    Здесь, в силу своих прошлых действий, множество существ, неисчислимое как число снежинок при снегопаде, свалены на пышущие жаром угли, покрывающие раскаленное металлическое основание. Так как действия, приведшие их туда, были мотивированы ненавистью, сходное с причиной следствие заставляет их видеть в других смертельных врагов и оттого они яростно сражаются друг с другом. Размахивая неведомым

оружием из призрачного арсенала, порожденнного их кармой, они побивают друг друга до тех пор, пока все до одного не падают замертво. Тогда голос сверху восклицает: ”Восстаньте!”, и все они немедленно воскресают и вновь начинают сражаться.Так они беспрестанно страдают, то умирая то вновь возвращаясь к жизни. Как долго они там живут? Пятьдесят человеческих лет равны одному дню в божественной сфере Четырех Великих Властителей. Тридццать таких дней образуют месяц, а двенадцать месяцев образуют год. Пятьсот таких лет равны одному дню в Возрождающем аду, в котором снова двенадцать месяцев, по тридцать дней в каждом, составляют год. Существа страдают в этом аду в течение пятидесяти таких лет.

    1 .1.2 Чернолинейный ад

    Здесь приспешники Повелителя смерти Ямы раскладывают свои жертвы, словно головешки, на основании из раскаленного металла и расчерчивают их тела черными линиями – четыре, восемь, шестнадцать, тридцать две и тому подобное, что является указанием, на сколько частей следует распиливать их горячими пилами. Едва лишь тела расчленены на части, они немедленно вновь соединяются в одно целое; и тогда их опять разрубают; и так снова и снова.

    Что касается длительности их пребывания там, то сто человеческих лет соответствует одному дню в небесной сфере Тридцати Трех богов, а тысяча лет в сфере Тридцати Трех равна одному дню в этом аду. Существа проводят в этом аду тысячу таких лет.

    1.1.3 Свалочнодробильный ад

    В   этом   аду   в   огромные   железные   чаны,   размером   с   целые   долины   сваливаются миллионы существ.   Приспешники   Повелителя   смерти   Ямы   крутят   вокруг   их   голов огромные, величиной с гору Меру, молоты из раскаленного железа и колотят их этими молотами, забивая визжащие и стенающие в невообразимом ужасе и муках жертвы до смерти. Но едва лишь молоты подняты, как существа возвращаются к жизни, чтобы затем вновь и вновь испытывать все те же муки. Иногда горы по обеим сторонам долины ощетиниваются головами оленей, ланей, баранов, козлов и других животных, убитых жертвами ада в их прошлых жизнях. Звери бодают друг друга своими извергающими огонь рогами, раздрабливая на куски тела бесчисленных жертв этого ада, привлеченных туда силой своих действий. Затем горы расступаются, жертвы оживают, после чего их снова крошат на куски. Двести человеческих лет равны одному дню богов в Бесконфликтной небесной сфере. Две тысячи лет в этой сфере соответствует одному дню в Свалочнодробильном аду, а существа живут в этом аду две тысячи лет.

    1.1.4 Воющий ад

    Здесь существа страдают от того, что их поджаривают в зданиях из раскаленного докрасна железа, откуда нет никакого выхода. Существа кричат и стенают, полагая, что им никогда из этого не вырваться. Сто человеческих лет равны одному дню в Краю Радости. Четыре тысячи лет в этой сфере существования равны одному дню в Воющем аду, где жизнь продолжается четыре тысячи лет.

    1.1.5 Истошно воющий ад

    Множество вооруженных, устрашающего вида приспешников Повелителя смерти Ямы заталкивают свои бесчисленные жертвы в раскаленные добела здания с двойными стенами. Как внутренние, так и наружные двери задраены расплавленным металлом, и обитатели ада воют в ужасе при мысли, что, даже если бы им удалось пробиться через первую дверь, им все равно никогда не прорваться через вторую.

    Восемьсот человеческих лет соответствуют одному дню в Раю Веселой Магии. Восемь тысч лет там равны одному дню в Истошно воющем аду. Продолжительность жизни его обитателей в этом аду восемь тысяч лет.

    1.1.6 Горячий ад

    Здесь бесчисленные существа страдают от того, что их варят в огромных железных чанах размером с весь космос в биллион миров,  где они кипятятся в расплавленной бронзе.Как только они выплывают на поверхность, рабочие хватают их металлическими крюками и бьют по голове молотами, от чего они иногда теряют сознание. Для них это счастье, ибо это те редкие минуты, когда они не чувствуют боли. В остальное время они непрестанно испытывают ужасные страдания. Тысяча шестьсот человеческих лет равны одному дню в сфере богов Наслаждение Эманациями Других. Шестнадцать тысяч лет у этих богов соответствуют одному дню в Горячем аду, а существа проводят в этом аду шестнадцать тысяч таких лет.

    1.1.7 Сверхгорячий ад

    Существа в этом аду заточены внутри докрасна раскаленных металличских строений, и приспешники Ямы нанизывает каждого через пятки и анальное отверстие на трезубцы из раскаленного железа, так чтобы зубцы проткнули им плечи и темя. В то же время тела их заворачиваются в щиты из раскаленного железа. Какие муки они переносят! Это продолжается полторы кальпы среднего размера  период времени, не исчислимый в терминах человеческих лет.

 1.1.8 Ад беспредельных мучений

Это огромное здание из светящегося раскаленного металла, окруженное шестнадцатью Соседствующими адами. В нем приспешники Ямы швыряют бесчисленные существа в середину кучи из кусков раскаленного докрасна железа, мерцающего словно тлеющие угли. Они раздувают пламя мехами из тигровых и леопардовых шкур, пока тела жертв и огонь не становятся единым месивом. Страдания жертв ужасны. Только их вопли отчаяния выдают присутствие там человеческих тел. Они непрестанно силятся выскочить оттуда, но этого никогда не происходит. Иногда пламя на мгновенье спадает, и жертвы думают, что могут вырваться, но работники бьют их острогами, дубинками, топорами и другими орудиями и подвергают их мукам семи предыдущих адов, как например, вливают каждому в рот расплавленную бронзу.

    Продолжительность жизни здесь – целая промежу точнвя кальпа. НазваниеАд беспредельных мучений показывает, что больших мучений, чем в этом аду, быть не может. В этом аду перерождаются те, кто совершил пять преступлений, требующих немедленного возмездия; а также те практикующие Мантраяну, кто выказывает враждебное отношение к своим наставникам Ваджры.

    1.1.9 Соседствующие ады

    Вокруг Ада беспредельных мучений , с каждой из четырех сторон света, находятся яма с раскаленными углями, трясина разлагающихся трупов, долина вздыбленных лезвий и лес деревьев со шпагами вместо листьев  один такой четырехкратный набор с севера, юга, востока и запада, стало быть всего их шестнадцать. В каждом из промежуточных направлений,  то есть на юговостоке, югозападе, северовостоке и северо западе, возвышаются холмы с железными деревьями сальмали.

    Яма с раскаленными углями.

    Когда существа, очистившиеся от большей части своих действий, следствия из которых привели их в ад Беспредльных мучений, из него выскакивают, они видят в отдалении нечто похожее на затененный ров. Они с радостью в него прыгают и погружаются в яму, наполненную раскаленными углями, которые сжигают их плоть и кости.

    Трясина разлагающихся трупов.

    Потом они видят реку. В течение целой кальпы их калили в жаровне; поэтому у них такая жажда, что вид воды наполняет их радостью, и они туда бросаются, надеясь утолить жажду. Но, конечно, воды там нет, только лишь трупы – трупы людей, лошадей, собак, которые разлагаются, кишат насекомыми, издают ужасное зловониие. Существа погружаются в эту трясину, уходят в нее с головой, и тогда их пожирают черви с

железными клювами.

    Долина вздыбленных лезвий

    Когда они выныривают из этой трясины, они приходят в восторг при виде приятной зеленой долины. Но добравшись туда, они обнаруживают, что долина ощетинилась оружием. Вся земля покрыта тонкими, растущими будто трава, лезвиями из раскаленного металла, которые при каждом шаге вонзаются им в ступни. Как только они поднимают ногу, ступня заживает; но стоит снова опустить ногу, и лезвия опять нещадно ее раздирают.

    Лес деревьев со шпагами

    Очутившись опять на свободе, они с радостью замечают красивый лес и устремляются к нему. Но добиравшись туда, они обнаруживают чащу деревьев с железными ветками, на которых вместо листьев растут шпаги. Ветер шевелит шпаги и те рассекают тела существ на мелкие куски. Потом тела сами по себе срастаются, а затем опять дробятся на куски, и так снова и снова.

    Холм с железными деревьями сальмали

    Именно здесь перерождаются монахи и монашенки, нарушившие обет целомудрия, а также те, кто предаются сексуальным излишествам. Следствие из этих действий приводит подобные существа к подножью этого ужасающего холма с железными деревьями сальмали. На вершине холма они видят своих бывших любовников, которые зовут их к себе. Когда, горя желанием соединиться с ними, они взбираются по холму, все листья железных деревьев поворачиваются остриями вниз и рвут их тела. Когда они добираются до вершины, сидящие там вороны, ястребы и им подобные выворачивают у них глаза и высасывают оттуда жир. А затем они снова видят своих друзей, их зовущих теперь уже с подножья холма. Когда они спускаются, листья поворачиваются остриями вверх и снова вонзаются каждому из них в грудь. Спустившись вниз, они попадают в объятия страшных металлических мужчин и женщин, которые откусывают им головы и грызут их, пока мозги струйками не вытекают из углов их ртов. Вот каким мучениям подвергаются там эти существа.

        1.2 ВОСЕМЬ ХОЛОДНЫХ АДОВ

    Главными элементами ландшафта в этих адах являются снежные горы и ледники с постоянно бушующими там снежными буранами. Здесь существа полностью обнажены и терзаемы холодом. В Волдырном аду от холода на их телах выскакивают волдыри. Во Взрывноволдырном аду эти волдыри прорываются. В Аду стиснутых зубов холод такой лютый и непереносимый, что там всегда у всех стиснуты зубы. В Аду стенаний жалобы и стенания не прекращаются ни на минуту. В Аду стонов у жертв пресекаются голоса и с их губ срываются долгие стоны. В Аду трещин в форме Utpala кожа синеет и лопается в форме, подобной четырем лепесткам цветка. В Аду лотосоподобных трещин кожа облупливается, открывая красное мясо, которое рваскалывается на восемь частей. Наконец, в Аду огромных лотосоподобных трещин плоть становится темнокрасной и раскалывается сначала на шестнадцать частей, за тем на тридцать две части и, наконец, на бесчисленное множество частей. Черви проникают в расколовшуюся плоть и разрушают ее своими железными клювами. Названия этих восьми адов отражают те различные виды страдания, которые испытывают в них существа.

    Что касается длительности жизни а этих адах, то представьте себе контейнер, который вмещает две сотни Кошальских мер 40  наполненных зернами сезама. Жизнь в Волдырном аду продолжается столько лет, сколько потребуется чтобы опустошить этот контейнер, если вынимать из него по одному зернышку в сто лет.

    В других холодных адах продолжительность жизни и интенсивность страданий возрастает в двадцать раз в каждом следующие аду. Таким образом, жизнь во Взрывноволдырном аду в двадцать раз продолжительнее, чем в Волдырном аду, а в Аду стиснутых зубов еще в двадцать раз продолжительнее, и т.д.

        1.3 ПРЕХОДЯЩИЕ АДЫ

    Преходящие ады существуют в самых различных местах и страдания, переносимые там, также бывают весьма различными. Существа могут быть зажатыми между скалами или заточенными в камне, замороженными во льду, брошенными в кипящую воду или сожженными в огне. Некоторые, срубая дерево, испытывают такое чувство, будто они дерево, у которого отрубают члены. Некоторые страдают, ассоциируя свои тела с обыденными вещами, такими как ступки, веники, кастрюли, двери, столбы, крюки, веревки.

    Примерами рассказов о такого рода адах являются повести о рыбе, которую Линд  же Репа видел в озере Ямдрок, или о лягушке, которую сиддха Тангтонг Гьялпо обнаружил внутри камня.

    Изумрудноголубое озеро Ютсо Нгонмо, одно из четырех знаменитых озер в Тибете, появилось в Ямроке в тот час, когда там медитировала дакини Еше Цогьял: некий бонпо бросил золотую монету, и она обратилась в озеро. Это озеро такой длины, что потребуется несколько дней чтобы пройти от его начала в Лунг Кангчен до его конца в Земагуру. Однажды, глядя в это озеро, великий сиддх Линдже Репа вдруг заплакал и воскликнул: «Ай, бедняга! Не злоупотребляйте подаяниями! Никогда не злоупотребляйте подаяниями! 

Пабонгка Ринпоче