Что за система была в позднем Советском Союзе? Некоторые специалисты именуют ее "демократией согласований". Действительно, система была гораздо сложнее простой автократии, существовали дублирующие и сдерживающие механизмы, работали псевдообщественные институты, типа профсоюзов, отделов писем газет и исполкомов, "народного контроля". Владимир Григорян, рассказывая про свою работу в кубанской газете, конечно же не кривит душой - ощущение того, что власть как-то откликается на нужды граждан на определенном уровне возникало. 

   Другое дело, что это были за нужды. В подавляющем большинстве случаев это вмешательство власти затыкало дыры инвалидной хозяйственной системы социализма: обеспечить диабетика гречой, вместо того, чтобы наладить ее свободную продажу, починить нищей старушке крышу, вместо нормальной пенсии и конкурентных сервисных  предприятий. Самые главные потребности человека безжалостно подавлялись. Странно, что христианин Григорян не вспоминает о полной невозможности построить новую церковь, восстановить старую, без страха крестить своего ребенка для любого человека с высшим образованием. Напомню о тысячах безвинно брошенных в тюрьмы протестанах, о сроках за преподавание и изучение иврита...

   Советский Союз рухнул и я рад этому. Это был омерзительный монстр, настоящая "империя зла", не желавшая слышать свой народ, имитировавшая заботу и участие, там где нужны были действенность и эффективность. Он рухнул не выдержав груза антиобщественных проектов: войны а Афганистане, миллиардных расходов на Кубу, Эфиопию, Анголу и Мозамбик, подоночную сталинскую нарезку внутренних границ: все эти Карабахи в Азербайджане и Абхазии в Грузии, депортированных народов, неизвестно для чего завоеванных этнически и конфессионально чуждых территорий Прибалтики, Галиции и Румынии - каждый такой кусок увел впоследствии часть исторических земель. Рухнул, потому, что не хотел производить "товары группы Б" - попросту туалетную бумагу и колготки, не смог вытащить людей из коммуналок и бараков, не смог построить дороги и подключить телефоны. Ничего не смог и никого не хотел слушать.  Да, были созданы сотни  нелепых "общественных организаций". Люди за немалые зарплаты боролись за мир, пропагандировали трезвый образ жизни и  распределяли путевки. Повлиять на что-нибудь, кроме как выдрать себе набор мебели или курсовку в санаторий было нельзя.  Почему я вспоминаю об этом? По очень простой причине: нынешняя власть вступает на путь "изготовления " общественных организаций советского покроя.

    Председатель Общественной Палаты на окладе - характерный штришок. Новые общественные "шарашки" будут еще бесполезнее советских - финансовые потоки давно уже  распределены в частных интересах, бюджета после "распила" не хватает на марлю в больницах, а  понятие дефицитных товаров и услуг, которыми можно было бы кого-нибудь простимулировать, вымерло как птерадактили вместе с окончанием юрского периода советской власти. "Соцпрофы", "Рубежи" и прочие свежевыструганные "буратинки" не пригодны ни для какого позитива. Обгадить, отвлечь, скомпрометировать - вот их функционал. Власть окончательно впадает в аутизм. Судьба  ее и ведомой ею страны - незавидна.