Никита Михалков выдал Манифест Просвещённого Консерватизма.
Полностью прочитать его не то, что нереально, но не очень нужно, 63 страницы сплетения слов вокруг нескольких громких дацзыбао. Также не вижу смысла выискивать автора (или группы соавторов) текста, уверен, таковые есть. Мне могут возразить – имя Михалкова стоит под многими сценариями. Согласен, но он никогда не писал их один, рядом был или Адабашьян, или Ибрагимбеков, или старший брат, или кто ещё. Никита же давал идею, или украшал написанное коллегой действительно искромётными деталями. Почему так прогремели его «12». Сюжетные ходы были придуманы в 50-х годах американскими сценаристами, осталось придать им российского колорита. Поверьте, это не так сложно, зато всегда выигрышно.
Вот лишь несколько наиболее ярких моментов Манифеста, чтобы было понятно, о чём идёт речь.
В своем политическом сочинении Михалков выражает уверенность, что будущее России – за "просвещённым консерватизмом". "Эйфория либеральной демократии закончилась. Пришла пора делать дело!" – отмечает кинорежиссер. "Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики".
По его мнению, современный общественный строй, "представляющий собой гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола "местных начальников", всепроникающей коррупции", не устраивает большинство россиян.
Михалков перечисляет: необходимо установить и поддерживать законность и правопорядок в стране, обеспечить культурную и национальную безопасность, поднять благосостояние всех граждан, восстановить чувство гордости и ответственности за свою страну, гарантировать социальную справедливость и социальную защиту граждан, а также отстаивать права и свободы соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье.
Для этого, как полагает кинорежиссер, надо возродить силу и мощь российского государства, поддержать становление новых для России структур гражданского общества, восстановить и укрепить нравственный авторитет власти, обеспечить динамичный и устойчивый рост экономики, заложить основы правосознания у граждан, воспитать в них чувство уважения к закону, труду, земле и частной собственности. "Но, прежде всего, мы должны поверить в нашу Россию, укрепить дух нашей нации, восстановить позитивный образ нашей страны во всем мире".
Михалков апеллирует к авторитету Александра Пушкина, Николая Гоголя, а также русских мыслителей Константина Леонтьева, Бориса Чичерина, Петра Струве, Семена Франка, Ивана Ильина и Николая Алексеева, называя их просвещенными консерваторами. "Мировая и отечественная история учит: все важнейшие реформы, направленные на модернизацию, успешно осуществлялись только в том случае, если они проводились государственными, общественными и церковными деятелями России центристской, просвещенно-консервативной ориентации. А "разруху в стране и головах", принесшую и приносящую России тяготы, невзгоды и испытания, творили и творят проповедники радикального прогресса и неистовые вожди либеральных буржуазно-демократических и пролетарских революций", – говорится в манифесте.
Первой ценностной установкой, на которой базируется просвещенный консерватизм, называется "следование справедливому закону и божественному порядку, заповеданному в правде". Также в их числе называется укрепление вертикали власти, регулируемая рыночная экономика, "лояльность к власти, умение достойно подчиняться авторитетной силе", "почитание ранга".
Я не зря выделил последние строки. К кому они обращены? Зная настроение мыслящей части российского общества (немыслящая часть читает исключительно название товара на этикетке, какие уж там манифесты), смело предположу, что после слов «умение достойно подчиняться авторитарной силе» сия бумага отправится в сортир с матерным сопровождением. Потому что нормальные, уважающие себя люди хотят строить отношения с властью не на «подчинение силе», но на взаимном уважении. Если же власть нам в этом отказывает, мы начинаем её чморить всеми доступными способами. То же касается и коллег Михалкова по кино. Уточняю – тех, кто не у одной с ним кормушки, а имя им легион. Соответственно, Никита писал для своих кремлёвских читателей и почитателей. Точнее, для одного, которому он три года назад от имени всех деятелей культуры публично в любви признавался, с кем лобызался, а остальные после отплёвывались.
Вот интересно, чтобы было, если в 1999 году политическая фишка России легла несколько по-иному? Не взрывались в Москве и Волгодонске дома, не появился на политической авансцене суровый чекист по фамилии Путин с карающей дланью, а Ельцин не передал ему символический ключ от страны и вполне реальный ядерный чемоданчик. По всем прикидкам в той честной и конкурентной борьбе должен был взять верх опальный сегодня Лужков. Спорить могу, Никита первый помчался бы ему присягать, обгоняя Кобзона с Церетели! Тем более что старший брат Андрон во всю пахал на столичного мэра при подготовке к празднованию 750-летия Москвы, и уж составил бы младшенькому какую-никакую протекцию. Но, если кому-то нравится, когда его чмокают лживыми устами, то это личное дело Путина. Собственно, для него и «Предстояние» было снято, другого заинтересованного и благодарного зрителя я что-то не вижу…
Когда Никита начинает клясть буржуазно-демократические ценности, он тоже, мягко говоря, лукавит. В своё время под выборы в Госдуму тогдашний официальный флагман «правых» Анатолий Чубайс выдвинул идею Либеральной Империи. Знаю, что многих кинематографистов, да и вообще, интеллектуалов коробит от одного слова «империя». Нам бы пожить просто в богатой и спокойной стране без крутых замашек и поучения других смыслу бытия. Но Михалков подхватил и возрадовался так, что Чубайсу пред зрителями неудобно стало, а ведущая ток-шоу Светлана Сорокина отнимала у взалкавшего художника микрофон, спасая остатки его репутации. И что, прозрение наступило, Империя должна быть не Либеральной, а Консервативной? Да ещё со «здоровым национализмом»! Звучит пугающе, у нас в стране национализм исключительно больной. Буквально вчера впаяли одному скинхеду за убийство «инородцев» пожизненное, так он только посмеивался из-за стекла клетки. Шизанутый, одним словом, какое уж тут здоровье…
Я не думаю, что данный опус можно рассматривать как предвыборную программу новой партии, которую вот-вот создаст и возглавит Михалков, дабы вовлечь творческую интеллигенцию в политический процесс под знамёнами, близкими расцветкой к штандартам «Единой России». Скорее всего, мы имеем дело с обычной отработкой (у неких дам это ещё «субботником» называется). За что отрабатывает? Ну, мало ли… За десятки миллионов бюджетных у.е., грохнутых на последнее, полностью провальное эпическое полотно. За творимые дела в Союзе кинематографистов. За мигалку от Министерства обороны, выданную режиссёру аки воеводе какому-то. За то, что у Михалкова исключительное право распределения государственных дотаций на важнейшее из искусств, вследствие чего в заднице оказалась отечественная анимация, ибо Никита в ней просто ничего не понимает и не участвует. За то, что имеет наглость на глазах миллионов потенциальных кинозрителей пренебрежительно бросить в глаза менее прогибающимся перед властью коллегам – «вы сами попробуйте масштабное кино про войну снять, али денег никто не даёт».
Мне могут предъявить, что перечисленное, в той или иной степени, относится к сфере корпоративных разборок. Что ж, вот вам то, что касается всех россиян без исключения, и о чём я давно собираюсь написать.
В этом году организация Российский Союз Правообладателей, возглавляемая Никитой Михалковым, пробила в правительстве Владимира Путина решение, согласно которому РСП будет получать 1% отчислений со всех произведенных и импортированных носителей информации, начиная от дисков-болванок, флэшек, карточек памяти, и заканчивая телефонами и компьютерами.
Для нас, граждан РФ и потребителей отечественного продукта, это означает, что хоть и ненамного, но дорожает вся техника. Любому подростку понятно, что деньги будут в конечном итоге брать с нас, включив в цену, причем, как можно догадаться, не 1%, а, по оценкам экспертов, до 5%.
Казалось бы, не так много, но, если вы посчитаете стоимость ежегодно приобретаемых вами носителей, может получиться не так уж и мало. Но дело даже не в сумме, а в принципе: нас заранее обвиняют в пиратстве и таким образом пытаются компенсировать убытки.
Даже если кто-то не будет записывать ничего нелегального, с него уже заранее взяли компенсацию. И, разумеется, это совершенно не отменяет наказания за пиратство, по новому Гражданскому Кодексу ему подлежат те, кто воспроизводил чужие произведения в личных целях «без необходимости». То есть, этот процент – не индульгенция, а просто оброк в пользу организации, возглавляемой Никитой Михалковым.
На мой взгляд, это ещё и сговор за нашей спиной и за наш счёт. Председатель киношного Союза договорился с властью о поэтапном возврате бюджетных средств, вложенных в его, теперь бездарные (говорю об этом с искренней горечью) ленты.
О цене же Никитиной принципиальности, его патриотизме, говорит, например, его участие в избирательной кампании Березовского по выборам олигарха одномандатником от Карачаево-Черкессии. Во время неё барин БАБа публично в уста целовал, «надеждой и опорой Отечества» называл перед премьерными показами «Сибирского цирюльника». Я это доподлинно знаю от своего приятеля, который организовывал этот гастрольный вояж. При чём товарищ мой честно признается, что работает за конкретные деньги, а не за идею, тем более, не пишет манифестов. Зато пишет весёлые стишки под псевдонимом «сетевой поэт Орлуша».
А всё папа Серёжа, всё МихАлковские гены. Не зря в своих интервью, начиная с середины 70-х, на вопрос «ваше лучшее творение?» детский классик неизменно отвечал: «Сын Никита». Так может ответить гордый отец, видящий, что отпрыск весь в него. То есть, если потребует конъюнктура времени, он так же без сомнения начнёт сдавать своих вчерашних друзей на Колыму, на Соловки или что там будет создано им взамен. Лишь бы самому оставаться у кормушки, так же прикрываясь интересами детей, их у Никиты ровно в два раза больше, чем было у папы. Так что на известный вопрос «С кем вы, мастера культуры?» примерный сын своего отца вытянется во фрунт: «С вами, конечно, с вами, Иосиф…, ох, простите, Владимир Владимирович, совсем с устатку зарапортовался».
А ведь считался когда-то одним из самых порядочных в человеческом плане режиссёров «Мосфильма». Теперь отношение к нему среди киношных людей двойственное – от сожаления до брезгливости. Искренне жаль…
2 Ноя 2010, 12:49