Журналистская работа Владимира Григоряна неизменно хороша. Каждый раз, уступая его пылкой убедительности я было теряю нить собственных рассуждений. Но после нескольких прочтений нить возвращается.
    Немецкое общество ничуть не контролировало кайзера, увы все было ровно наоборот. Основной инструмент любой монархии - нелюбимая Григоряном идеология. В Вене был Моцарт и вальсы Штрауса, а в Берлине  - пруссачество и бравурные марши.  Здорово об этом пишет Стефан Цвейг в своем "Вчерашнем мире".
   Говорить о русской монархии и никого не обидеть - сложно. Николай...да бог с ним даже. Вот Владимир пишет, что в России войны требовали даже эсеры. Верно, но нельзя не видеть, что за всем этим маячит громадная заскорузлая туша романовской монархии: лишенной социальных лифтов, осточертевшей уже предельно, со своей гнусной "великокняжеской сворой" - жующей, ворующей, нашептывающей... " Перемен - требуют наши сердца" ... Ох как требуют, после столетий-то сословной безнадеги и от себя добавлю:  черты оседлости.

ЛЮБЫХ ПЕРЕМЕН, хоть и войны...
   Не буду кривить душой: в демократических Англии и Франции войне тоже обрадовались. Но уж точно не они были инициаторами. И там хотя бы был Жорес, да и урок "хорошие демократические мальчики" усвоили, а вот нехорошие и недемократические не усвоили ни черта...
   
 Черчилль конечно прав, он вообще в двадцатом веке видел все дальше и лучше всех. Но выводить из непредусмотрительности держав вину во второй войне - это все равно, что  обвинить симбирскую гимназию в "красном терроре".   Тоже  ведь не усмотрели где-то...
    Про неспособность либералов работать с чужими культурами, что ж, правда это. А кто способен, простите?
  Самые страшные места на Земле  там, где "поработал" Советский Союз - Сомали, Ангола, Северная Корея. ( Для сравнения: США "поработали" в Южной).
    На Кавказе Россия "работает" уже лет так триста...