Я пообещал Леониду Зильбергу написать ответ: чего я жду от
сайта «7х7»? Попытаюсь ответить.
На днях узнал, что все пять охранников Дома Печати получили официальные письма, где сообщается, что 10 декабря они будут уволены. Я их знаю давно, и не только по именам, знаю, кто чем живет. Они для меня не безлики, в отличие от тысяч других людей, которые каждый день страдают от коррупции.
При чем здесь коррупция? Оплата этих охранников составляет около 50 тысяч рублей в месяц. Это не просто на всех, это со всеми накрутками. На руки они получают меньше половины этой суммы. Так как за меньшие деньги никто Дом Печати охранять не станет, стал узнавать по своим каналам, кто наших охранников должен заменить и за сколько. Оказалось некое агентство вневедомственной охраны. За сто с лишним тысяч.
Автор идеи безымянен. Говорят, какой-то чиновник из Минимущества.
Напомню, что Дом Печати - это место, где сосредоточено большинство газет республики и общественная приемная Главы РК. То есть на глазах у нас, журналистов, на глазах Главы неизвестный чиновник собирается нагреть государство на 600 тысяч в год. Сам он едва ли получит хотя бы половину. Думаю, сумма взятки намного скромнее. Но возможно, я ужасно заблуждаюсь. Быть может, он не получит ни копейки. В этом случае анонимный чиновник собирается кинуть государство просто со скуки, или в знак протеста.
В любом случае, наглость этого человека меня впечатлила. Когда я приехал в Коми в 94-м, коррупция здесь возможно была, но за все время, что я здесь живу - взятку у меня не попросили ни разу. Хотя ситуации были, например, в городской администрации, когда могли намекнуть. Один раз я попытался сунуть взятку гаишникам. Они не взяли.
В другой раз жена захотела отблагодарить врача, сделавшего мне операцию. С трудом удалось вручить ему коробку конфет. Мне нравится наша республика. Но я знаю, что коррупция начала разъедать судебную систему в Коми. Ей все еще очень и очень далеко до московской или ставропольской, но прогресс есть. Знаю, что запредельный рост числа наркоманов в Воркуте, был бы невозможен без коррупции в тамошнем ГУВД. Что безвестный чиновник, пожелавший смахнуть охрану Дома печати, решил, что можно больше никого не бояться. И здесь самое печальное - тенденция, то есть вопреки надеждам, мы тихо деградируем.
Спрашиваю:
- Неужели власть заинтересована в развале судебной системы?
Знаю, что ответит оппозиция:
- Да, потому что благодаря этому может ловить рыбку в мутной воде.
Правильный ответ:
- Нет, потому что это дестабилизирует ситуацию в республике. Но поделать власть с этим ничего не может. Потому что все судьи стоят горой друг за друга, независимо от того, честные они или нет. Если быть совсем точным - большинство честные. Но с Дону выдачи нет.
Из Минимущества нет. Из МВД нет. Были случаи, когда ногти о феоды ломал бывший Президент - нынешний премьер. Я много лет с грустью наблюдаю, как коррумпируется мой любимый Питер.
- Это потому, что власть борется с оппозицией, - объясняю я себе. –
Если бы Матвиенко боялась перевыборов, она хотя бы пыталась бороться.
Да, отчасти - это так. Но только отчасти.
***
Я вам расскажу одну историю, проливающую немного света на природу авторитаризма.
И.В.Лопухин – известный государственный деятель Павловских времен, услышал как-то сожаления петербургского сенатора о строгих приговорах «почти невинным».
Лопухин поинтересовался: был ли Павел Первый инициатором этих жестокостей, требовал ли их?
– Нет, – отвечал петербургский вельможа, – это мы боялись нестрого приговаривать и самыми крутыми приговорами угождали ему.
В ответ Лопухин рассказал, как обстояли дела в Москве:
– Во все царствование Павла I, во время присутствия моего в Сенате, ни один дворянин пятым департаментом не был приговорен к телесному наказанию, и по всем делам истощалась законная возможность к облегчению осуждаемых.
«Любопытно, – добавляет Лопухин, – что Павел почти все московские приговоры конфирмовал без возражений, а два-три даже смягчил».
***
Устроим цветную революцию и все образуется - полагает наша либеральная интеллигенция. Пример Украины ее не образумил. Провал цветной революции в Грузии продолжают называть победой. Искренне желают белорусам снести все до фундамента. Того же, с некоторой опаской, мечтают добиться в России. Кто виноват? - ясно. Что делать? - есть гипотезы. К чему это приведет? Такого вопрос в повестке дня нет вовсе. Вот очевидный признак отсутствия политической культуры.
Наши либералы забыли, как и почему утратили влияние на страну. За сколько ее продали, и что в результате получили. Напомню, как накрылось НТВ. Оно получило жирный кредит за услуги по фальсификации выборов-96. Предполагалось, что отдавать его не придется вовсе, или вернуть можно будет на сверхвыгодных условиях. Вдруг к власти приходит человек, которому выборы-96 до лампочки, а НТВ не нравится категорически. И спалились ребята. И прокляли наступивший авторитаризм. И забыли извиниться, что врали нам столько лет. Забыли, как собственноручно заложили фундамент этого авторитаризма в 93-м, не просто позволив расстрелять Парламент, а бурно аплодируя убийцам сограждан.
И вот он наступил - это самый авторитаризм. Для меня тогда самым удивительным было, как рухнул Проханов, а вместе с ним изрядная, закаленная в боях часть патриотической оппозиции. Ей беглый Березовский, в ненависти к которому, она исходила столько лет, предложил взятку. Приняли. Начали вылизывать, паясничать, напевать как цыганский хор: "Нас приметил наш - любимый, Борис Абрамыч - дарогой".
Новая власть начала осторожно нащупывать пределы своего влияния. Она помнила, как старая утратила контроль над страной. Она помнила, как встрепенулась Россия, когда премьером стал Примаков. Он всего-навсего перестал оскорблять свою страну, и даже сказал несколько вещей ей понятных и близких. Он создал правительство, которое занималось экономикой, а не политикой и распилом бюджета. В результате его рейтинг превысил ельцинский раз в двадцать-двадцать пять. Новая власть поступила несколько иначе. Она решила: пилить бюджет будем, но пиплу нужно говорить суровую правду: "Ты самый великий пипл на свете. Твои ракеты могут долететь до солнца. Твои враги будут раздавлены как мокрицы".
В ответ просияли таксисты. Скупые слезы потекли по толстым щекам прапорщиков. Новообращенные (за пару лет до этого) патриоты - Третьяков и Леонтьев стояли с открытыми ртами. Им казалось: наконец, он пришел. Мессия! Они были очень неопытны, в отличие от Проханова. Но Проханов в этого время переживал бурный роман с БАБом, и выпал из реальности. Зюганова сломали в 96-м. Остальных лень даже перечислять, до такой степени они всем надоели. Власть обнаружила, что пределов ее влиянию не существует. Некоторые думают, что она терроризирует цветную оппозицию, потому что боится ее. На самом деле она исполняет роль рыжего клоуна, которые дает поджопники черному. Пипл смеется. Ему нравится. Вождей это тоже немножко развлекает. Но восторг от открытия, что они всесильны, постепенно сменялся страхом. Они обнаружили, что их репутация ниже плинтуса, а все серьезные люди в стране их презирают. Что чем больше власти сосредоточено в их руках, тем меньше они контролируют страну.
Безымянный чиновник переиграл их вчистую. Однажды Путин придет в свой кабинет и не увидит там стола. "Кто стол спер?" - закричит он страшным голосом. А в ответ кто-то или что-то прошелестит: "Безымянный чиновник".
Безымянный чиновник не является специфическим продуктом российского авторитаризма. В США он крадет триллионы. Там на здравоохранение тратится в сотни раз больше, чем у нас. А толку раза в полтора больше. Та же ситуация с образованием, армией, наукой, в той ее части, которая финансируется государством - со всем. И вождь тамошний тоже в ужасе и так же точно не знает, что делать. Но это совсем другая тема. Я помянул ее лишь с одной целью - объяснить, что все эти ярлыки - демократия, авторитаризм, монархия, либеральное общество, нелиберальное общество - не имеют никакого значения. Например, Германия при кайзере была свободнее, чем сегодня, ее законы были разумнее, а экономика перспективнее. Значение имеет наличие гражданского общества здесь и сейчас, а не вчера или завтра.
***
И у нас есть сегодня уникальная возможность что-то сделать. Уникальная, потому что низы больше не хотят, а верхи не могут. Это из работы Ленина "Детская болезнь "левизны" в коммунизме". Буквально там сказано следующее: "Лишь тогда, когда "низы" не хотят старого и когда "верхи" не могут по-старому, лишь тогда революция может победить".
И сегодня мы можем добиваться того, чтобы революция победила. Но я снова хочу задать вопрос: к чему это приведет? Думается, ни к чему
хорошему. Сколько сил потрачено здесь на обсуждение Белоруссии и Грузии с совершенно изумительным подтекстом. Если революция в России победит, мы станем жить также хорошо, как в Грузии - вот что мне слышится в аргументах Леонида Зильберга. Это даже не крах либеральной идеи в России, он наступил уже давно. Это какая-то смерть после смерти.
Мне хотелось бы, чтобы «7х7» занялся чем-то более плодотворным. Чтобы в ситуации, когда верхи не могут, а низы не хотят, они не бросились друг на друга с остервенением, а начали сотрудничать. Чтобы мы здесь престали тратить силы на бесплодные рассуждения о том, что лучше - белорусский авторитаризм или грузинский и нужна ли нам вестернизация, а попытались вместе понять, как нам справиться с безымянным чиновником. Возможность свободно обсуждать что угодно - сама по себе ничего не значит, если не преследует высшей цели. Как там выразился Яков Кротов: "свобода - это вседозволенность". Нет, свобода - это добровольный отказ от вседозволенности во имя чего-то очень важного. Если мы не сможем этого сделать - пар просто уйдет в свисток. Поболтаем и разойдемся.
Я думаю, что нам, как минимум, следует сосредоточиться на своей республике, на нас самих. Что происходит? Что мы можем сделать? Я вовсе не предлагаю сузить разговор до сугубо практических тем - что там делается в Максаковке, поэтому и добавил "на нас самих". Кто мы? Что собой представляем? В чем сходимся, в чем не сойдемся никогда. Просто от всего этого должен быть еще и толк для республики. Допустим, обсуждаем судебную систему, отслеживаем самые абсурдные судебные решения, от которых за версту несет взятками. Как вы думаете, даст это толк? Мне кажется, мы несколько осложним жизнь безымянного судьи, и заинтересуем честного.
Очень важно, что здесь был поднят вопрос о газете "Заря Тимана". Но хотелось бы, чтобы у нас, в качестве блогера, появился хотя бы один представитель власти. Хотелось бы начать с ней диалог. Только предварительно давайте определимся - будем свергать или нет? Если решим, что будем, разговора не получится. Давайте определимся, мы здесь решаем свои партийные задачи, и спорим, как лучше снести все до фундамента, чтобы построить на нем: а)либерально-вестернизированное общество, б) коммунистическое, в) монархическое и так далее, или вместо этой ярмарки невест попытаемся улучшить то, что есть?
В заключение хочу напомнить, что пока мы меряемся, кто круче, безымянный чиновник набирает силу. Будем на него работать, или на страну?