Это - сокращенный вариант материала, размещенного в моем блоге!

Наверное, в каких-то вещах я консервативен. Люблю варить кофе сам (думаю открыть на блоге раздел и делиться приятными кулинарными сюрпризами), долго ношу любимую куртку, с удовольствием слушаю группу PinkFloyd.

Не мог не отреагировать на результаты поездки Главы в Усть-Куломский район и подстрочное высказывание руководителя районной администрации Сергея Каплина на отсутствие перспектив. Есть в районе мужики, которые тихо и молча, делают свое МУЖСКОЕ  ДЕЛО, ловят рыбу, косят сено и ходят на охоту. Именно об этом удивительном, сельском виде деятельности я буду с вами говорить. И не потому, что работа и чаяния сельчан не видны как «обратная сторона Луны» (именно так называется восьмой альбом группы PinkFloyd). А потому, что они также консервативны и любят делать то, что любят.

Для начала немного истории. У народов Европейского Севера охота была древнейшим промысловым занятием. Характерной особенностью охотничьего промысла у коми было широкое использование пассивных орудий, т. е. не требующих участия человека в процессе добычи. Самоловные орудия самого различного типа, как постоянные (слопцы, плашки, силки, петли, ямы и др.), были чрезвычайно распространены в промысле коми охотников и имели, по всей видимости, давние традиции. Отличительной чертой деревянных самоловов у коми было стремление к сохранности добычи. Профессор И.Н. Шухов после обследования орудий промысла у коми переселенцев в Сибири писал: “Считаю необходимым отметить, что в конструкции ловушек видно одно стремление - это сохранить добычу в сохранности, не дать ее испортить другому зверю или птице, а это значит, что здесь мы не имеем того вреда, который до настоящего времени предписывают ловушкам, базируясь, что часть добычи пропадает”.

Добыча рябчиков у коми преимущественно велась с помощью силков (лэч), укрепленных на горизонтальной жердочке, находящейся на высоте около 1 м от земли. С двух сторон от сплетенной из четырех-пяти конских волосков петли на жердочке привешивалась приманка - кисти рябины. Количество таких петель на охотничьих тропах-путиках, оборудованных силками, (лэч туй) у некоторых охотников превышало 500 шт., хотя чаще их было 200-400.

Целью моей поездки состояло в апробировании древнего способа ловли дичи. Данный способ может быть использован в качестве средства для выживания или добычи питания в экстремальных условиях. Для этой цели я поехал в Усть-Куломский район, п. Кебанель. Здесь они уже давно и успешно реализуется тур «Лэч туй». Уютный гостевой домик с тремя комнатами, есть Интернет и бильярд.

Проделать всю технологию изготовления, установки и ловли боровой дичи я решил с помощью моих друзей, местных охотников, больших любителей родной природы, а также увлеченных пропагандистов национальной культуры, традиции и самобытности Тюрнина Алексея Михайловича и Тюрнина Степана Михайловича.

Настоящий охотник должен уметь все. Мой первый урок был в изготовлении нити для силка. Кто не знает, что такое конский волос, тот не поймет какое терпение нужно иметь, чтобы правильно, крепко и надежно свить нитку из 9-11 штук конского волоса. Есть легенда, что волос должно быть именно нечетное количество. Использование в качестве рабочей поверхности натуральную кожу для скрутки волос, не принесло никаких результатов.

Поэтому применив современные подсобные средства как-то скотч в качестве начального крепления и познания своих детей по плетению кос, я успешно изготовили несколько  нитей.

С нынешний сезон, когда мало корма в лесу для зверей, нахождение в лесу связано с большим риском для жизни. За неделю до нас медведь сильно заломал охотника и он чудом остался жив. Поэтому движение в лесу требует не только определенной сноровки и выносливости, но и умение ориентироваться в лесу. Правильно выследить зверя или птицу, найти звериную тропу и удобное место для ловушек, все эти навыки приходят с годами и передаются по наследству из поколения в поколение.

Современные технологии проникли даже в глушь леса. Сотовая связь и Интернет не являются сегодня чем-то особенным для охотников и рыбаков. Даже приготовление чая проводится по экономичной схеме разведения огня на ступалице. Имея такие ступалицы на всем протяжении охотничий тропы, охотник без всякого труда быстро и без особых затрат разводит огонь.

Установка силков и правильное расположение всех ее элементов имеет ритуальную процедуру. Все делается в определенном порядке и в определенной последовательности. Само действие завораживает и приводит в некий внутренний восторг связи с чем-то древним, далеким и притягательно забытым. Еще большую радость испытываешь, если удача улыбается и в силки попадает дичь.

Ночевка в лесной избушке имеет некоторую особенность, по сравнению с базой отдыха. Тут все просто, ни каких излишеств, но именно эта простота и является притягательной. Костер с супом из свежей дичи, настоящая Парма за спиной, настой чая из свежих листьев брусники. Как-то не вяжется все это с суетой городов, тягостью серых будней. Поэтому и ночи в лесу летят очень быстро, а за разговорами понимаешь, что сама человеческая речь есть явление уникальное. Мы отучились говорить. Отучились слушать. Нам некогда, мы всегда куда-то спешим. Слушать просто тишину и встречать утро.

Утром вставать рыбу искать. Как-то так переводиться коми пословица. Местные ручьи знамениты тем, что сюда поднимается хариус для продолжения всего потомства и в этих крутых виражах поворотов бобры во всю мощь работают над реализацией своего инновационного проекта.

Но время неумолимо бежит вперед и нам надо возвращаться. Обратная дорога, как сказал Павел всегда короче. Короче потому, что ведет к дому, и, выходя из леса ощущаешь какую-то грусть за своей спиной и шелест веток на деревьях.

Ну, какая охота без финала в деревенской бане с березовыми или пихтовыми вениками, когда от жара камней все тело пронимает томное блажение. Главное в северной бане — печь-каменка. Это печка, в которой во время топки греется вода в котле, вмазанном в каменку, и накаляются камни-булыжники. Рядом с каменкой, как можно выше, но так, чтобы можно было сидеть не согнувшись, устраивают полок шириной 1 м и до 2 м в длину. Около полка устанавливают лавку из толстой, гладко оструганной доски шириной до 70 см. Такую же лавку ставят вдоль второй стены. Здесь обычно проделывают небольшое окошко. Предбанник теплый.

Его рубят из бревен заодно с баней, он нагревается от каменки через открытую дверь. В предбаннике тоже делают лавки, чтобы на них можно было не только раздеться, но и полежать.

Рядом с баней устроен небольшой стол и мангал, на котором жариться мясо и веселые искры от огня говорят о том, что не все так плохо в нашей жизни есть радости в ней и эти радости находятся рядом с нами. Нужно только их правильно разглядеть и не терять связи с прошлым.

Даю данные для всех желающих.  

Контактный телефон – 89225884722, 89121532983 (Алексей, инструктор проводник 1 категории)

Е-mail: comimort@rambler.ru