Аджария
В контексте православия особого разговора заслуживает Автономная Республика Аджария. Я поехал туда, имея в виду сразу две цели:
- общеобывательскую – отдохнуть и даже, если позволит погода, искупаться в Чёрном море;
- познавательную – раз уж я сам приехал из государственного образования, считающегося национальным и автономным, хочется понять, в чём заключается автономия Аджарии. Тем более что в своё время она считалась третьей в списке грузинских регионов, стремившихся обособиться от Тбилиси.
Первой цели я достиг весьма посредственно. Я отправился в Кобулети, и, разумеется, никаких проблем с тем, где там остановиться, испытать не мог по определению. Их не бывает даже летом: достаточно подойти к любому домику, постучаться и договориться, предположим, за семь лари в сутки (около 130 рублей). О чём уж говорить в ноябре? Мне не пришлось даже стучаться. Битва за меня началась уже в маршрутке, ехавшей из Тбилиси (проезд – 15 лари).
Но погода, увы, не дала никаких шансов. Уже после Кутаиси зарядил мелкий дождик, а в Кобулети мы въехали под конкретный и по своему характеру обещавший быть явно затяжным дождь. Так оно и случилось. Все четыре дня, что я был в Аджарии, небо было плотно затянуто тучами, и с него иногда низвергался откровенный водопад. А когда дождь, наконец, прекратился, поднялся сильнейший ветер, и море ответило совершенно безнадёжным штормом. Но я кинул-таки в него монетку…
Что же касается самостоятельности Аджарии, то она, в отличие от Абхазии и Южной Осетии, не носит национального характера. Даже в тех регионах абхазское и осетинское доминирование было до определённой поры далеко не столь очевидным. Во многих городах Грузии можно заметить кварталы, застроенные домиками-близнецами. Это районы компактного проживания грузинских беженцев из отколовшихся регионов, которые до войн 90-х и 2008-го довольно густо проживали в Абхазии и Южной Осетии.
Ничего подобного в Аджарии, слава Богу, не было. Да и не могло быть: аджарцы – это тоже грузины. Просто более трёх столетий Аджария была отрезана от Грузии и, находясь в составе Османской империи, испытала сильнейшую исламизацию. Именно в применении к Аджарии тезис об исторической близости Грузии и Турции имеет своё наибольшее основание. Хотя на уровне простых аджарцев я, говоря по совести, не ощутил особенных симпатий к туркам, а вот чувства обратные – ощутил. В отличие от России, в Турцию из Аджарии попасть до необычайности легко: достаточно потратить 20-30 минут на дорогу из Батуми до пограничного пункта Сарпи, те же 20-30 минут – на формальности с грузинскими и ещё 20-30 – с турецкими пограничниками. И всё.
То есть открыта дорога и для тех, кто ищет в Турции работу, и для тех, кто – рынки сбыта. Однако хозяин моего дома Мераб, ездивший как-то туда подработать, уверяет, что, во-первых, хорошую работу практически не найти, во-вторых, в отношении инородцев в Турции пышным цветом цветут обман и кидалово. Ну а про возможность хорошей цены для аджарских мандаринов, лимонов и хурмы говорить и вовсе смешно.
После русско-турецкой войны 1877-1878 годов Аджария возвратилась в Грузию и сполна насладилась всеми преимуществами своего географического положения. В Азербайджане начиналось освоение нефтяных месторождений – и в короткое время Батумский порт стал третьим по значению в Российской Империи, после Петербургского и Одесского. В городе сейчас есть специальный музей братьев Нобелей. Собственно, сам Батуми, чьё население в 1880-е годы удесятерилось, превратился фактически в грузинский Петербург. Аджария, даже будучи этнически грузинской, объективно не могла жить не на особицу по сравнению с другими регионами страны. Вот это обстоятельство, наряду с большим числом грузин-мусульман, думается мне, и послужило основанием для образования Аджарской АССР.
Кстати, благодаря кипучей миссионерской работе всё того же Илии II в 80-е годы прошлого века Аджария, что называется, рехристианизировалась. Нынче более половины аджарцев называют себя христианами. Но в 90-е, на почве общего обособления регионов, поразившего и СССР, и Грузию, не могла не обособиться и Аджария. И это обособление неразрывно связано с именем руководителя республики Аслана Абашидзе. Он был, безусловно, не настолько категоричен, как лидеры Абхазии и Южной Осетии, но собственные вооружённые формирования, не подчиняющиеся Тбилиси, в Аджарии имелись, а уж про экономическую независимость и говорить не приходится. Фактически Аджария снова превратилась в самостоятельное княжество под управлением рода Абашидзе, каковым и была, кстати, в средние века.
Но затем случилась «Революция роз», и Абашидзе, успешно вылавировавший между группировками Гамсахурдиа и Шеварднадзе в ходе гражданской войны, оказался не в состоянии договориться с Михаилом Саакашвили. Весной 2004 года их взаимная неприязнь дошла не только до того, что они кушать не могли, но и до реального вооружённого противостояния на границе Аджарии и Гурии. Хорошо хоть – только до противоСТОЯНИЯ. В мае 2004-го при посредничестве тогдашнего секретаря Совета безопасности России Сергея Иванова под гарантии неприкосновенности Абашидзе согласился подать в отставку и был вывезен в Москву.
С той поры республику возглавляет соратник Саакашвили 37-летний Леван Варшаломидзе, учившийся с президентом в Киевском университете. Думаю, этого факта достаточно, чтобы оценить нынешнюю степень независимости Батуми от Тбилиси.
Тем более что ни от одного своего аджарского собеседника я не слышал сожаления по поводу её утраты. А вот сравнения с предшественником Варшаломидзе слышал. Увы – не в пользу Аслана Ибрагимовича.
Жизнь
- Вот представь: приходишь домой – а света нету. Холодильник не работает, телевизор не работает, ничего не работает. Ты сидишь со свечкой, как дурак. Хоть в петлю лезь.
Хозяин моего дома Мераб рассказывает об этом, подразумевая годы правления Абашидзе, но схожая картина наблюдалась тогда практически во всей Грузии. В России-то, как мы помним, жить в те годы было весьма непросто. А в раздираемой национальными конфликтами и гражданской войной Грузии обвал жизни был просто катастрофическим. Прекратили работу практически все промышленные предприятия, не восстановив её до сих пор. Дороги не ремонтировались. Электричество подавалось урывками. В городах исчезло централизованное теплоснабжение, все батареи были отрезаны, сданы в металлолом и не возобновили с тех пор своего существования: сейчас квартиры обогревают либо электрическими, либо более дешёвыми газовыми обогревателями. В 19-тысячном Кобулети проект централизованного водоснабжения начинает реализовываться только сейчас.
Про коррупцию говорить просто излишне.
Мы более информированы о внешней политике нынешнего руководства Грузии, особенно – о его отношении к России. И хотя это отношение пронизывает едва ли не любое заявление и самого президента, и его ближайшего окружения, создавая своеобразную идеологическую опору любым действиям, есть сферы внутренней политики, которыми невозможно руководить при помощи одной русофобии. Разбитые дороги никак не объяснишь налётами российских самолётов. Нечищеные улицы, которые ночью погружаются в беспросветный мрак, становясь великолепной питательной средой для уголовников – это не следствие мародёрства русских солдат. Тридцать лари «сверху» только за то, чтобы получить полагающийся тебе по закону паспорт, просит не Иван Иваныч, а батоно Гурам…
Вот за решение этих самых насущных задач очень многие грузины и благодарны Саакашвили. С электричеством в стране сейчас не то что никаких проблем нет – Ингурская ГЭС вынуждена продавать его излишки в Абхазию (правда, это косвенное отражение плачевного состояния промышленности Грузии). С улицами всё в порядке (хотя тротуары могли бы быть, конечно, менее разбитыми), а Батуми застраивается и благоустраивается так, что Москва может позавидовать.
До блестящего состояния отремонтирована главная трасса страны Тбилиси – Батуми (свидетели – мои, пардон, ягодицы). Ну а что касается тридцати лари «сверху», особенно как раз на дорогах…
ГАИ
Эта далеко не новость известна уже очень многим россиянам, но могу подтвердить лично: ГАИ (употребляю эту аббревиатуру в нарицательном смысле) в Грузии ликвидирована как класс. Нигде, ни под одним кустом вы не увидите сине-белой машины с мигалкой, возле которой с жезлом и/или радаром стоит инспектор в предвкушении лакомой встречи.
При этом служба дорожной полиции существует. Просто ей нормативно запрещено создавать оперативные посты на дорогах. Служба её заключается в том, что машины с мигалками беспрерывно курсируют по своим линейным участкам, наблюдая за состоянием дел на дорогах. Если инспектор видит какое-либо нарушение, он по громкоговорителю имеет право приказать машине-нарушителю остановиться и только в этом случае останавливается сам. Водитель может выйти из машины только по требованию инспектора. Рука, протянувшая купюру в 50 лари, долларов или евро, в следующую минуту будет в наручниках.
Я полагаю, политик, который смог бы достичь того же самого в России, был бы переизбран на свой пост на несколько сроков вперёд.
Европа
Тбилиси пестрит государственными флагами Грузии, которые довольно часто колышутся рядом с флагом Евросоюза. Стратегическая цель Грузии – войти в состав этого союза, а также в НАТО. Почти два года назад за это проголосовали почти 70 процентов населения страны. Такова данность, с которой приходится считаться всякому непредвзятому человеку, особенно сейчас, после грустных событий прошлого года, которые, боюсь, довели эту цифру до 90.
Но войти в Евросоюз и стать европейцами – это ох какие две большие разницы. Да, возможно, улочки Дзвэли Тбилиси (старого Тбилиси) могут напомнить нечто итальянское. Но случающееся на этих улочках грузинское застолье уже не в состоянии уместиться ни в какие европейские рамки. И вы прекрасно понимаете, что я имею в виду совсем не гастрономическую сторону этого застолья.
А самое главное – темперамент и состояние души. Вот войдёт, допустим, Грузия в Евросоюз. И теперь не в Москве, а в Брюсселе будут решать многочисленные проблемы этой страны. Вы поверите, что в Брюсселе могут лучше, чем в Москве, понять, почему в случае ссоры глаза грузин (и вообще всех кавказских народов) наливаются кровью в несколько раз быстрее, чем у русских, и в несколько десятков раз быстрее, чем, допустим, финнов?
Ликвидация ГАИ – отличный шаг в европейском направлении. Но вы поездите и походите по тбилисским улицам. Вам потребуются крепкие руки для руля, крепкие ноги, если вы пешеход, и главное – быстрая реакция, чтобы успевать уворачиваться от несущихся на вас машин.
- А вот ещё мне рассказывали, что есть специальная коробка из железных прутьев для жарки мяса, - говорит 80-летний строитель-пенсионер Тенгиз, когда мы беседуем с ним о шашлыке, что свободными, вольными, крупными кусками дымится на мангале. – Его помещают в эту коробку, закрывают и в таком закрытом состоянии жарят тоже, кажется, на углях. Забыл, как называется. Бербак… бурбик?..
- Барбекю.
- Да, барбекю! Надо попробовать…
Тбилиси-Кобулети-Батуми-Гори-Тбилиси
Автор благодарит Циури Робанишвили, Зураба Беридзе и Тато Ласхишвили за помощь в работе над материалом.
Оригинальный текст опубликован в газете "Красное знамя" и на сайте www.komikz.ru в декабре 2009 года.