На днях меня попросили написать несколько слов о трудах известного православного священника Якова Кротова. Что с радостью и делаю, ибо писать о текстах отца Якова, равно как и о нем самом, – одно сплошное удовольствие. Посудите сами: «Свобода невозможна без вседозволенности, как хлеб невозможен без муки. «Государство», «закон», «дисциплина», «порядок», «насилие» для выпечки свободы необходимы, как для хлеба необходимы извёстка, галька, змеиный яд, казни египетские и неегипетские». Каково, уважаемые мои единоверцы? Слышали из уст какого-нибудь православного священника такое? Или все больше о «суверенно-православной концепции прав человека»?
Ну а если говорить серьезно, феномен отца Якова Кротова – явление, нуждающееся в особо скрупулезном осмыслении. Поистине загадка - как мог вырасти на камне той имитированной (или имитационной?) веры, которая насаждалась России испокон веков, этот редкостный благородный цвет. Я бы сравнил его явление нашей стране с явлением отца Павла Флоренского, матери Марии (Кузьминой-Караваевой), отца Александра Меня – его крестного и духовного отца. В этом же ряду обретается и митрополит Антоний Сурожский (Блум) – старец и духовный мыслитель удивительной глубины. Но владыка Антоний – понятное дело. Сформировался в свободной стране, где «умерли все, кто на свет появился рабами». А здесь – обратное тому. Вообще появление свободного человека среди всеобщего духовного холопства – сродни таинству, ведь каждый раз кажется, что вытоптано уже абсолютно все.