ПРЕДИСЛОВИЕ

В каждом человеке легко (и полезно) увидеть пятерых персонажей: царя, пророка, судью, священника и просто работника. Царственная сторона личности определяет цель жизни, пророк обдумывает, как достичь цели, судья указывает на ошибки, миротворец (посредник, священник) примиряет с ошибившимися, работник — а работник работает. Афоризмы далее и разделены по этим пяти категориям.



Человек может глядеть перед собой, а может — и выше. Небу, возможно, всё равно, глядит на него человек или нет, но человек радикально меняется, когда смотрит выше своего уровня. Поэтому главок в книжке не пять, а десять: сперва от царей земных к земным работникам, а потом в обратном порядке — от работников Царя Небесного к Самому.

* * *

Разница между красивой фразой и афоризмом - как разница между предложениями "храбрость в маске - позор в квадрате" и "храбрость в маске - трусость в квадрате".

 

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Я прочёл Евангелие и не стал христианином.

Я познакомился с отцом Александром Менем и не стал христианином.

Я встретился с Богом и вот тогда я стал христианином.

 

I. ЦАРИ ЗЕМНЫЕ

Существование Бога не вызывало бы сомнений, если бы не существовали люди.

* * *

Свобода человека есть свобода не быть человеком.

* * *

Низшая свобода — когда люди расходятся, как Авраам с Лотом. Высшая свобода — когда люди сходятся друг с другом как Бог с человеком.

* * *

Государство должно быть сильным. Троллейбус должен быть бронированным.

* * *

Сто лет назад доказывали, что Бога нет, потому что вселенная бесконечна. Теперь - что Бога нет, потому что вселенная конечна. А Бог всё есть и есть.

* * *

Явление Бога во славе не нарушает свободы человека, эта свобода слишком велика. Человек преспокойно отвергает любые, сами грандиозные чудеса и доказательства. Свобода человека в том, что человек способен вести себя по-свински и при этом оставаться человеком.

* * *

Мёртвые души предпочитают мёртвых соловьёв.

* * *

Человек есть существо, способное доказывать другим, что оно не человек (в лучшем случае) или (в худшем случае) - доказывать себе, что другие - нелюди.

* * *

Единственная вполне безопасная жизнь — это смерть.

* * *

Свобода невозможна без вседозволенности как хлеб невозможен без муки. "Государство", "закон", "дисциплина", "порядок", "насилие" для выпечки свободы необходимы, как для хлеба необходимы извёстка, галька, змеиный яд, казни египетские и неегипетские.

* * *

Вежливость обращается к человеку как к Богу, хамство обращается к человеку как Бог.

* * *

Политика суживает свою свободу так, чтобы дать место свободе другого. Любовь расширяет свою свободу так, чтобы она включала свободу другого.

* * *

Милитаризм не хочет войны, милитаризм хочет победы.

* * *

Прорехи в свободе — от вертикали власти.

* * *

Кто пытается манипулировать Богом, тем начинает манипулировать идол.

* * *

Атеисты ошибаются: от бессилия не выдумывают Бога, а обожествляют государство. И веруют в государство как в Бога не только верующие.

* * *

Смешнее моськи, лающей на слона, только слон, лающий на моську.

* * *

Слон, который давит облаивающую его моську, пойдёт в геенну огненную.

* * *

При крике «Дом горит!» российский (не русский!) человек отвечает: «Не надо клеветать на мой родной дом!»

* * *

Гордость — протухшее смирение.

* * *

Мой политический идеал: пить, как при диктатуре, а закусывать, как при демократии.

* * *

Смешон говорящий: «Я никому не позволю судить меня», ибо свобода судит без позволения.

* * *

Театр абсурда не бывает театром одного актёра.

* * *

Прятать голову в песок — нормально. Многие прячут песок в голову.

* * *

Ты в клетке с надписью «Моська»? Если ты жалобно затявкаешь — ты действительно моська.

* * *

Человек, в отличие от горы, необъятен только на своей вершине, а чем ниже от неба, тем уже и бесчеловечнее.

* * *

Не критиковать власть можно лишь тогда, когда её можно критиковать.

* * *

Мужчина есть знамя, озабоченное тем, что его древко в двадцать раз меньше полотнища.

* * *

Власть много лижут, но стирается не власть, а язык.

* * *

Демократия не всегда там, где голосуют, но никогда там, где голосят.

* * *

Объять необъятное нельзя, а обнять, поцеловать и тем самым предать — можно.

* * *

Свободный человек есть человек, умеющий жить со свободными людьми, даже если они — рабовладельцы. Чувствовать себя свободным в окружении рабов нетрудно и рабу.

* * *

Некрасивая свобода красивее красивого рабства.

* * *

Возлагать на государство заботу о нравственности, вере (и о многом другом, но об этом - точно), - всё равно что выпекать хлеб в сталеплавильной печи.

* * *

Нищие телом полагают, что совесть - это когда им дают деньги.

Нищие душой полагают, что у человека - либо совесть, либо деньги.

Нищие духом знают, что отсутствие денег не означает наличия совести и наоборот.

Богатые духом - те, кому мало имеющегося у них духа.

* * *

Капитализм лучше коммунизма, потому что у коммунизма нет пороков, а у капитализма есть. В коммунизме умерли и добро, и зло, в капитализме добро и зло расцветают пышным цветом.

* * *

Свободолюбие есть готовность пожертвовать своей свободой ради чужой.

* * *

Власть бессмертна, ибо она нежить, и поэтому на её преступления срока давности нет. Простить можно лишь того, кто может умереть.

* * *

Золотой середины между свободой и подчинением так же не бывает, как золотой середины между шампанским и ананасами. Зато бывает Игорь Северянин: «Ананасы в шампанском, ананасы в шампанском, удивительно вкусно, искристо, остро!»

* * *

Царство Кесаря одним куском — деспотия, порезанное на кусочки — демократия.

* * *

Алхимики пытались получить из свинца золото. Милитаристы пытаются получить из свинца мир.

 

II. ПРОРОК И ЗЕМЛЯ

Афоризмы — опилки мышления.

* * *

Не так страшно блуждать, как страшно считать себя свободным от заблуждений лишь потому, что ты стоишь на одном месте.

* * *

Ум глупца — его знамя. Ум умного человека — его бремя, стремя, семя и вымя!

* * *

Библия без Бога - деньги на ветер.

* * *

Уныние — посланник дьявола, тоска — посланник человека, грусть — посланник Бога.

* * *

Избирательное зрение страшнее слепоты.

* * *

Для тех, у кого времени больше, чем свободы — «жизни мышья беготня». Для тех, у кого свободы больше, чем времени — «крысиные гонки», rat race. Кто любит людей, обвиняет время, кто не любит людей, обвиняет людей.

* * *

По капле выдавливать из себя ребе!

* * *

Не так трудно найти смысл в происходящем, как трудно не находить смысла в бессмыслице, которой завалено происходящее.

* * *

Не тот писатель, кто пишет, а тот, кто переписывает.

* * *

Нет общественного мнения, где общество подменено государством. Результаты опросов общественного мнения в России имеют к общественному мнению такое же отношение, как вопль мальчишки которого бьёт хулиган: «Дяденька, прости меня, земля имеет форму чемодана», — к астрономии.

Абсурд есть истина, притворившаяся ложью.

***

Гений — парадоксов друг, но многие друзья парадоксов — просто предатели.

* * *

Интеллигент может сделать подлость, но не может оправдывать подлость. Интеллектуал ищет подлостям объяснение, даже когда он их не делает.

* * *

Чем больше милиционеров, тем меньше граждан. Чем больше богословов, тем меньше Бога.

* * *

Чем невидимее, тем лучше видишь, а замечать важнее, чем быть замеченным.

* * *

Если выбирать между богословом, который может тебя сжечь, и богословом, который хочет с тобой покурить, то даже некурящий предпочтёт подымить, а не дымиться.

* * *

Бог понятнее богословия. Бог открывает Себя, богословы себя прячут за рассуждениями о Боге.

* * *

Воинствующий ханжа подобен метеорологу, который дует на флюгер, чтобы доказать существование ветра. Атеист же воинствующий подобен метеорологу, который убирает все приборы и запирается в чулане, а то и воздух откачивает из этого чулана, чтобы изучение ветра не затенялось воздействием воздуха.

* * *

Все животные равны, но некоторые животные животнее других.

* * *

Ханжество — когда на всякое обвинение есть объяснение. Покаяние есть отказ от объяснений.

* * *

Неудачи верующих охраняют свободу неверующих.

* * *

Фанатик зовёт Бога не из доверия Богу, а из недоверия к другим.

* * *

Почему легко быть христианином? Потому что всё плохое, что есть в Церкви, есть и за ее пределами, а вот...

* * *

На молебен о прекращении засухи фанатик идёт с зонтиком, либерал с леечкой, а фундаменталист едет во главе колонны единоверцев, везущих цистерны с водой.

* * *

Христос не был христианином.

* * *

Перегородки между церквами не достают до неба? Но Церковь и есть небо!

* * *

Христианство не стены, а воздух.

* * *

Щёлкни христианина в нос - он махнёт хвостом или лягнёт, а должен бы взмахивать крыльями.

* * *

Учитель — не тот, кто больше знает, а тот, кто быстрее учится.

* * *

В нашем мире случаются катастрофы. В Божьем мире — катастрофы не случайны.

* * *

Библия говорит: «Я веровал и потому смирился» (Пс. 115, 1). Ханжество предлагает: «Смирись и потому веруй».

 

 

III. СУДЬЯ ЗЕМЛИ

* * *

Во Франции жизнь — шагреневая кожа, в России — тришкин кафтан.

* * *

Деньги не пахнут приятно — в отличие от обладателей денег.

* * *

Вор — тот, кто находит непотерянные вещи.

* * *

Юмор — смех над упавшим. Сатира — смех над толкнувшим. Христианский юмор — смех над собственными падениями.

* * *

Судьи и палачи обманывают себя, если думают, что смерть — их орудие, это они — её инструменты.

* * *

Не надо выбирать из двух зол. Зол намного больше. Добро — уникально.

* * *

Человечество, человечество... Колхоз имени Первородного Греха, вот и все «человечество».

* * *

Фанатик подчиняет личное идеям, карьерист наоборот, а итог один: бесчеловечность. Поэтому фанатики и карьеристы легко объединяются против других.

* * *

Христианин до костей мозга...

* * *

Бог может освятить и преобразить искренний ужас, страх (и ненависть — их следствие), но даже Бог не может освятить лицемерную любовь. Можно выжить, питаясь лебедой, но не восковыми яблоками.

* * *

Фарисейство — загар от Солнца Правды. Загорать тоже нужно в меру...

* * *

Если бы у Христа был миллиард, сколько бы набежало поплакать у Голгофы!

* * *

Не может перо, выпавшее из хвоста орла, утверждать, что оно летает. Оно всего лишь опускается.

* * *

За последние четыре тысячи лет не было одомашнено ни одно животное! А сколько людей одичало!!

* * *

Грех есть смерть в розницу.

* * *

Грех — ответ на вопрос, который задал не Бог.

* * *

Святой верен Богу, но невероятен людям.

* * *

Культурный человек признает, что людоед — носитель культуры, пусть своеобразной. Людоед же считает лишь свой образ жизни — культурой, а того, кто не ест людей, полагает существом бескультурным и бесчеловечным.

* * *

Иисус на осле - чудо, ослы на Иисусе - норма...

* * *

Какое же счастье, что в этом мире среди шести миллиардов человек есть хотя бы один, которому я могу, не боясь получить по морде, читать нотации, командовать, понукать, благословлять сделать то-то и то-то, ругать за то, что не сделал, вертеть как папа Карло Буратиной — и не бояться, что он уйдёт или будет меня игнорировать. Какое счастье, что для упражнений в тоталитаризме у меня есть я!

* * *

Гордыня есть вознесение выше всех людей — к бездне, смирение есть вознесение к Богу — ниже всех людей.

* * *

Гордыня не ограничена снизу, покаяние — сверху.

* * *

Раньше историки описывали плавание "Титаника", которому важно не наскочить на айсберг. Теперь всё более становится ясно, что писать историю означает описывать жизнь человека, плывущего на айсберге навстречу "Титанику".

* * *

Грех есть попытка быть Богом помимо Бога.

* * *

«Управляемая демократия» — мечта холопа, рвущегося к власти, почти такая же навязчивая, как и «управляемый Бог».

* * *

Беды России: непишущие писатели, неслужащие священники, непродающие продавцы, недумающие мыслители, немолящиеся верующие, неработающие рабочие и непашущие крестьяне.

К счастью, не звонит Царь-колокол.

Что работает, так это российское оружие. Силовики пьют и крадут, но убивают. Это беда соседей России.

К счастью,  Царь-пушка не стреляет и атомные бомбы не бомбятся.

* * *

Чем крупнее фига, тем шире фиговый листок.

* * *

Бог близок всем, но не все близки к Богу.

* * *

Любовь к греху и любовь к славословию связаны прямо, как грехопадение и фиговый листок.

* * *

Человек не остров, а архипелаг. Иногда -- ГУЛаг.

* * *

Грешник грешит, потому что ждёт греха не от себя, а от ближнего.

 

IV. МИРОТВОРЦЫ НА ЗЕМЛЕ

У кого руки — железные, у того сердце — ржавое.

* * *

В России считается пошлым смеяться над тем, кто поскользнулся на банановой корке, и не считается подлым смеяться над тем, кого лупит начальство.

* * *

Одни считают, что Земля вертится, другие - что она катится.

* * *

Фанатизм считает верблюдом лишь того, кто сумел пройти через игольное ушко.

* * *

Соседство монологов не есть диалог.

* * *

Гордиться добрыми делами — всё равно, что вскрывать себе вены и любоваться своей кровью.

* * *

Религия восхищается силой Бога, вера – Его же бессилием.

* * *

Проблема не в том, как построить мост, а в том, как понять, что нет берегов.

* * *

Разделяется только мертвое, живое — делится.

* * *

Комплимент — это благословение с глушителем.

* * *

Сострадание без страдания — как кофе без кофеина.

* * *

Я лаю. Караван идёт. К игольному ушку.

* * *

Глобализация — это когда на улице тебя бьют ошалевшие на русской почве, а в интернете — ошалевшие на почве еврейской.

* * *

Перевод — способ понять то, что непонятно на родном языке. По этой же причине всякая щедрость, всякая отдача — благо для отдающего. Переводя нечто на чужой счет, человек приобретает понимание и того, что передано, и — что важнее — того, что осталось.

* * *

Слишком часто каются в том, что были плохими начальниками, а каяться-то надо в том. что вообще был начальником, а не слугой или другом.

* * *

Нетрудно считать себя хуже всех; трудно всех считать лучше себя.

* * *

Ханжи от религии утверждают, что живут, чтобы молиться, а другие молятся, чтобы жить. Ханжи от кулинарии сказали бы, что живут, чтобы есть. Ханжи от военного министерства сказали бы, что живут, чтобы воевать.

* * *

Религия - опиум народа и нашатырь личности.

* * *

Нападая на другого, всегда выскальзываешь из тех жалких лоскуточков, которые прикрывают твоё безобразие.

* * *

Враг — потенциальный друг.

* * *

Друг познаётся в своей беде, а не в беде врага. Друг познается по со-страданию, а не по со-ненависти.

* * *

Самое страшное не человеконенавистничество, а человеконенавистничестволюбие.

* * *

Не надо бояться священника в театре, надо бояться театра в священнике.

 

V. РАБОТНИК И ЗЕМЛЯ

Чистота не там, где чисто, а там, где не может быть ещё чище.

* * *

Кто работает как муравей, не построит ничего, кроме муравейника.

* * *

Муравей высказал стрекозе всё то, что не посмел высказать муравьиной матке.

* * *

Буриданов осёл среди двух равных охапок сена — теория свободы.

Два осла вокруг одной охапки сена — практика свободы.

* * *

«Все средства» — амуниция ада.

* * *

Безделье — корень всех пороков, деловитость - их результат.

* * *

Желудок человека не всегда — путь к его сердцу, но всегда — путь к сердцу чужому. Изголодаешься, так и полюбишь каждого как потенциального кормильца.

* * *

В одну и ту же реку нельзя войти дважды, а в одно и то же отхожее место — запросто. На Венеру Милосскую не наступишь, на грабли — пожалуйста.

* * *

Грех делает человека лилипутом, добродетель — ребёнком. Разница та, что лилипут не растет.

* * *

В человеке сияет звёздное небо свободы и любви, но многие люди считают, что это всего лишь планетарий, в котором точки света проецируются извне. Звезды определяют обстоятельства, планетарий определяется обстоятельствами. Человек, который отказывается от свободы или отрицает её в других, подобен астроному, который заявляет, что звёзды - лишь электрические фонарики.

* * *

Свобода не в том, чтобы иметь гвоздь или пилу, а в том, чтобы иметь доску, знание о том, что из доски можно сделать, и вдохновение сделать из доски то, что неизвестно можно ли сделать.

* * *

В России скоро не останется русских людей, а останутся лишь истинно русские люди. Истинно русский человек от русского отличается как ракета с атомной боеголовкой от космической ракеты.

* * *

Блаженны живущие в оазисах, блаженны, живущие в пустыне, но блаженны  и те, кто пытается победить пустыню.

* * *

Капля камень точит. Получается камень с дыркой.

* * *

Духовность в том, чтобы не оценивать шансы на успех, а исполнять то, без чего ты покойник.

 

V. РАБОТНИК И НЕБО

Можно изготовить фальшивую ассигнацию, но нельзя изготовить фальшивый хлеб - хлеб всегда будет хлебом, из какой бы ни вышел пекарни.

* * *

Когда нет выхода, надо искать Вход.

* * *

Cвобода от святости — всего лишь дезертирство.

* * *

Бог — замечательный источник энергии. Одна беда: напряжение не совпадает. Я не перегораю только потому, что в розетку воткнут наполовину. Поэтому же и не работаю.

* * *

Возможное есть должное. Грех есть невозможность, поэтому человек должен не грешить. А когда грешит, то совершает невозможное, дурачок.

* * *

Святость — это радость, что тебя побили, по ошибке приняв за карманника. Поэтому во все времена святых меньше, чем карманов.

* * *

Христианство есть смирительная рубашка с обрезанными рукавами.

* * *

Чтобы молиться, не хватает в юности желания, в зрелые годы времени, в старости сил и всегда - любви.

* * *

Вера не считает, что Бог есть и поэтому для верующего в Бога всегда и всё будет хорошо. Вера считает, что и тогда, когда всё будет плохо, Бог есть.

* * *

Нищий не приобретает, потому что нуждается, а нищий духом не приобретает, потому что не нуждается.

* * *

Счастье напоминает о смысле жизни человека, несчастье - о смысле жизни человечества.

* * *

Можно служить двум господам, но из двух господ только один будет платить за службу — тот, который без слуг вообще ничто.

* * *

Что б мы так молились, как они пьют — на всяком месте и во всякий час.

* * *

Здоровый человек легко может сделать так, что его уши станут расти выше его лба: достаточно встать на голову или хотя бы поклониться.

* * *

Чудеса редко случаются, потому что люди обычно сами делают то, что мог бы сделать Бог (и это чудесно), либо надеются, что Бог сделает то, что было бы в лучшем случае чудачеством.

* * *

Свобода противоположна не рабству, а ненависти.

* * *

Человек — любимая мозоль Господа Бога. Наступать на эту мозоль не стоит даже человеку.

* * *

Христианская вера не в тех, кто в огне не горит и в воде не тонет, а в тех, кто верует и сгорая, и утопая.

* * *

Люди служат услугами, Бог служит слугами.

* * *

Свобода невозможна без вседозволенности как хлеб невозможен без муки.

* * *

Человек призван быть не чудотворцем, а чудом.

* * *

Христианин в органах государственной власти как лошадь Калигулы в римском сенате. Главное: удержаться и не заржать.

* * *

Человек — губка между Богом и миром.

* * *

Десять заповедей — как десять пальцев. Соблюдая их, можно начать жить, и жизнь это будет очень разная. Кто десятью пальцами сделает два кукиша, а кто — статую Давида.

* * *

У христианина должны быть связи (Церковь), характер (Дух) и деньги ( вера).

* * *

Если заповедь абсолютна, то человек ноль, сказал один атеист. Напротив: тот, кому адресовано абсолютное, сам есть абсолют.

* * *

Нищие духом есть люди, собственность которых стоит меньше их самих.

* * *

Чудеса даются христианам не для избавления от креста, а чтобы дать силы нести крест.

* * *

Человек видит мир через перископ, а Бог – через микроскоп.

* * *

Как любовь поверяется, когда любимые ссорятся, а не когда они вместе пиво пьют, так вера поверяется, когда человек с Богом ссорится.

* * *

Смысл творчества не в том, чтобы стать творцом, а в том, чтобы творцу вернуться к Творцу.

 

IV. МИРОТВОРЦЫ НЕБА

Милитарист и миротворец исповедуют один принцип: «Не стреляй вторым!»

Только милитарист стреляет первым, а миротворец не стреляет никогда.

* * *

У меня есть ближний, следовательно, я существую.

Я есть у ближнего, следовательно, я сосуществую.

* * *

Экуменизм это разговор четырёх родных сестёр: иудейки Веры Соломоновны, католички Веры Петровны, православной Веры Ивановны и протестантки Веры Мартыновны.

* * *

Доброе слово и револьвер могут меньше, чем доброе слово и Крест.

* * *

Насколько безумно и бесчеловечно считать себя единственным человеком на земле, настолько мудро считать каждого из других — единственным человеком на земле.

* * *

Любовь — единственное доказательство бытия Божия, злость — легчайшее доказательство бытия человека.

* * *

Церковь стоит на камне, который мы не бросили в другого.

* * *

Обряд — бинокль: если правильно им пользоваться, уменьшается расстояние между тобой и Богом; если ошибочно — страшно растет.

* * *

Святость не в том, чтобы поражать воображение окружающих, а в том, чтобы не вообще не поражать никого.

* * *

Cвятость есть любовь к ближнему даже тогда, когда мы не узнаём в нем Христа.

* * *

Сердце человеческое больше человека. Спасутся согласные уравняться с собственным сердцем.

* * *

Смирение есть желание, чтобы Иисус показывал нас не людям, а Небесному Отцу.

* * *

Смирение не есть уступание первого места другому — смирение есть понимание того, что первое место там, где Бог.

* * *

Неимоверная сила, создавшая космос, теоретически подходит для спасения и утешения человека примерно так же, как трактор — для массажа спины. А практически — кроме Него ничто и не утешает.

* * *

Благодать — это молитва Бога к человеку.

* * *

Не надо менять веру на уверенность, надежду на власть, любовь на хорошие отношения.

* * *

Любовь есть перевод языка Христа на язык ближнего и она невозможна без отказа считать свой язык главным.

* * *

Для христианина есть один-единственный месяц: благодабрь.

С 1 благодабря по 365 благодабря.

* * *

Кому ближний – не Святая Святых, тому Бог – Отчим.

* * *

Плохо написать неприличное слово на мраморной стене, но лучше, чем писать на мраморной стене да золотыми буковками Евангелие. Это Евангелие да на заборе поверх непристойностей написать так, чтобы Евангелие было видно, а забора с непристойностями — нет, — вот достойное человека занятие.

* * *

Соборность есть распятие всех ради одного, коллективизм есть распятие одного ради всех.

* * *

Христианство есть не восстание против мира, а восстание из мертвых.

* * *

Если у человека достаточно веры, чтобы прийти в Церковь, значит, у людей Церкви должно быть достаточно веры, чтобы смириться с пришедшим.

* * *

Христианин — прихожанин Христа.

* * *

Церкви обещана вечность не потому, что Церковь — народ без греха, а потому что Церковь — народ без государства.

* * *

Христианин Богу — сын, а Сыну Божию — отец. Cын Творцу смирением и послушанием, отец Иисусу любовью и милосердием.

* * *

Церковность есть умение быть Церковью, а не быть в Церкви.

* * *

Христианских проповедей много. Проповедь христианства — одна.

* * *

Люди делят Церковь, а Бог перемножает разделенное.

* * *

Вера без дел не только мертва, но и умерщвляет.

* * *

Творчество есть содержание, становящееся формой.

* * *

Расти в Боге можно по-разному, как и в человеке по-разному растут зубы и мозоли, волосы и раковые опухоли.

* * *

Паломничество — выход из безвыходного положения.

* * *

Одних Бог посылает «царям земли напомнить о Христе», других — «попам земли напомнить о Христе».

 

Царям напоминать легче.

* * *

Не мучения делают святым, а вера, и не палач вводит в Царство Божие, а Бог.

 

III. СУДЬИ ПЕРЕД СУДИЁЙ

 

Зло есть добро без Бога.

* * *

Страшный Суд называется так потому, что подсудимые уж очень страшные.

* * *

Зло не пpотивоположно добpy, как дыpка в бyблике не пpотивоположна бyбликy.

* * *

Громко и часто говорят о Христе, наверное, из боязни, что услышат Христа.

* * *

Быть человеком и быть со Христом одно, к счастью для плохих христиан и для хороших людей.

* * *

Рай — место, к которому невозможно привыкнуть. Ад — место, к которому мы привыкли, еще не попав в него.

* * *

Любовь меряет, сколько недодано другим, ненависть — сколько недодано другими.

* * *

Раскаяние — монолог. Покаяние — диалог. Молитва — разговор.

* * *

Ад — это Бюро находок, где находятся те, кто растерял всех и был найден никем.

* * *

Норме не обязательно противостоит ненормальное. Нормально и лицо, и отражение лица. Царство Божием отражает то, что невидимо в нормальном мире.

* * *

Страшный Суд — это хождение по водам без веры.

* * *

Христиане — терновый венец Христа.

* * *

Страшный суд не страшен тому, кто приходит на него, и страшен тому, кого приводят.

* * *

Ад есть дыра вне закона, рай — благодать внутри закона.

* * *

Вот и весь Страшный суд: разбудит Христос, спросит, не нужна ли помощь...

* * *

Ад есть приют узнавших о Боге больше, чем понявших.

* * *

Бесы унылы, потому что не могут добиться своего, но ещё более — потому что знают, как глупо то, чего они добиваются.

* * *

Ад — одиночная камера с незапертой дверью и узником, который не желает выходить.

* * *

Бог — единственный Судья, любящий подсудимых.

* * *

Итальянцы аплодируют, когда гроб с покойником выносят из церкви. А «бис» бывает? Или освистывание?

* * *

Самолет может лететь с такой скоростью, что над ним всегда будет солнце. Вечность и есть движение одновременно с солнцем. Ад есть ошибка в направлении: самолет ведь может вечно лететь на восток, тогда он будет постоянно удаляться от солнца.

 

II. ПРОРОК И НЕБО

Надо раскачивать лодку, если в ней плывут людоеды. Сильно раскачивать, чтобы у них аппетит пропал.

* * *

Человек вновь и вновь превращает зерно веры в щебень доброты и в скалу религии, но Бог и эти камни превращает в хлеб.

* * *

Деньги — лекарство нищих. Болезнь — лекарство нищих духом.

* * *

Будущее хорошо видит тот, кто видит вечность.

* * *

Пророками становятся люди, способные принять будущие гадости с настоящей благодарностью.

* * *

Если человека Диоген искал, бродя днем с фонарем, то Бога надо искать ночью, закрыв глаза и замерев.

* * *

Икона — это подъемный мост в небо. Стоит под мостом и разглядывает его тот, кто делает из иконы идола.

* * *

Бог стучится к нам в дверь, но выходить мы должны через крышу.

* * *

Ложь — это кровь сатаны; кто лжет, причащается кровообращению тьмы.

* * *

Вера есть тело Духа.

* * *

Бог не электрик — может отрубить свет даже там, где свет не включали. Так что стоит учиться благодарить и за аварии, и за потерянное время, и за потерянные деньги: иногда при свете творятся такие дела, что лучше уж темноту на наши головы.

***

Смерть естественна, противоестественно умирать.

* * *

Крест — распорка, не дающая мирозданию схлопнуться.

* * *

Крест — линейка, которой меряется разом и горизонталь, и вертикаль жизни.

* * *

Человек есть существо, которому полезно умирать.

* * *

Смерть кому самолёт, кому — парашют.

* * *

Небо без Бога — что земля без неба.

* * *

Истина есть не то, что мы познаём, а Тот, Кто познаёт нас.

 

I. ЦАРЬ НЕБЕСНЫЙ

От смешного до великого — тоже один шаг.

* * *

Вифлеем всего лишь роддом Христа, а дом у Него в каждой душе.

* * *

Увидеть Бога можно лишь, поглядев на людей снизу вверх

* * *

Христос — воздух, христианство — дыхание.

* * *

Господь – крыша, а не зонтик. Не мы держим Его за ручку, а Он покрывает нас.

* * *

Христос не только поддерживает нас, как Бог, но и опирается на нас, как человок: кто согласен быть Ему опорой — тот христианин.

* * *

Фарисей благодарил Бога, что «не таков, как прочие люди» — будем благодарить Бога, что Иисус такой же, как все мы.

* * *

Царство Божие не украшает жизнь — напротив, жизнь есть украшение Царства Божия.

* * *

Дух Святой не боится материи, если материя не боится Духа.

* * *

Евангелие — радостная весть, написанная кровью.

* * *

Заповеди блаженства — автопортрет Христа.

* * *

Преображение напоминает не о том, каков Бог, а о том, каковы мы сами.

* * *

Воскреснув, Иисус подарил человечеству свободу от небытия; вознесшись — подарил свободу от Себя.

* * *

Человеческого в человеке — только Божье.

* * *

Любовь измеряется не прочностью на разрыв, а устойчивостью к истиранию. Она больше похожа не на цепь, а на детскую пелёнку или листок бумаги.

* * *

Считать царя Богом — кощунство, считать Бога царём — святость, если это для сохранения своей веры, а не разрушения чужой.

* * *

Пессимист предсказывает будущее, оптимист творит будущее

* * *

Обличить — дело героическое, а лечить — мессианское. Героев мало, а Мессия — всего один.

* * *

Я есть, потому что есть Бог.

* * *

Восстание мёртвых — революция. Восстание из мёртвых — воскресение.

Мой сайт