Прочитав текст Олега Чуба "Станет ли Россия христианской страной?", сначала хотел написать комментарий. Для комментария, однако, многовато получается, даже если отвечать выборочно на самые изумительные тезисы автора. Речь у него идет об отце Александре Мене. Впрочем, его гибель лишь повод для того, чтобы заявить: "…большинство, называющее себя православным, выступает против либерализма и свободы, предпочитая этим христианским ценностям идеологическую дубину инквизиции, а часто даже откровенный нацизм".
При этом, себя он позиционирует, как либерала, очень ярко показывая,
почему их у нас не особенно любят. Начинается статья с кровавого навета, практически не завуалированного:
"Несмотря на это, одно из самых дерзких убийств так и не было раскрыто (притом, что причины лежали, казалось бы, на поверхности – в тот же год Москва с ужасом ожидала обещанных «Памятью» в день архангела Михаила еврейских погромов)".
Далее по тексту идет рассказ о причинах "на поверхности", большинстве называющем себя...
Но стопинг, как говорил один мой знакомый актер! Что значит «Москва ожидала»? Какая-такая "Память", где и когда она обещала погромы? То, что никаких погромов не произошло, надеюсь все в курсе. Но это, конечно, не может быть доказательством, что они не замышлялись. Доказательства: не было названо ни одного имени организаторов, никаких подробностей, ни одного арестованного или хотя бы задержанного за подготовку к погромам и т.д. Эти детали не всплыли тогда, не появились и по сей день.
Вместо этого мы имеем рассказ Исраэля Шамира о том, как он: "встретил в Иерусалиме Аллу Гербер, московскую писательницу...
– Вы, израильтяне, должны воздвигнуть мне памятник, – сказала она. – Это я прислала вам миллион русских евреев.
Выяснилось, что Алла Гербер (вместе со Щекочихиным и Черниченко) пустила в эфир дезу о близящихся погромах, с якобы установленной датой – 5 мая. Созданная этими слухами волна панического бегства способствовала дестабилизации Советского Союза и ускорила
его гибель".
В связи с этим утверждение Чуба, что убийство отца Александра и слухи о погромах взаимосвязаны, выглядит довольно двусмысленно.
Кто убил? Националисты? Нет, это совершенно невозможно. Они были под мощным колпаком КГБ. Рыгнуть не могли, чтобы это было не зафиксировано. Даже такой борец с национализмом, как Сергей Бычков пишет: "по методу исключения, остается одно – убийство отца Александра Меня совершено отечественными спецслужбами". Правда, метод исключения это такая штука интересная. Другие публицисты методом исключения приходят к выводу, что убийцами были сионисты. Это, кстати, одна из основных версий следствия. Доказательств никаких не нашли, так же как и насчет отечественных спецслужб и т.д. А без доказательств я не могу и не хочу гадать, кто и почему. И хотелось бы Олегу посоветовать: не шить дел на основании своего чутья.
Далее, читаем у него об отце Александре:
"Сегодня, по прошествии 20 лет со дня мученической кончины, его главную работу – книгу об Иисусе Христе «Сын Человеческий» — не найти днём с огнём. Особенно в православном храме".
В православном храме сегодня не найти множества самых разных книг, даже из святых отцов издана в России лишь малая часть, и далеко не все, что было выпущено за двадцать лет лежит на прилавках. Никакого официального или неофициального запрета на издание "Сына Человеческого" не существует. Олег Чуб тут много и горячо писал о
о том, что "епископы отдают приказ жечь труды «жидовствующего проповедника» прямо во дворах", но это не более чем передергивание.
Был только один епископ, который отдал такое распоряжение. Один! Каким образом он размножился в сознании Олега, я не знаю. И что важно заметить, кроме книг отца Александра, сгорели тогда и книги Ивана Ильина. Он тоже был "жидовствующим проповедником"? Под горячую руку попали многие издания, на которых не стояло архиерейского благословения (в то время оно довольно редко ставилось). Что там произошло, знал ли епископ, что последует за его капризом, я не представляю, но Ильин в комплекте с Менем – это сильно.
Ну и очередной вывод (а выводы у Олега наслаиваются один на другой при чарующем отсутствии аргументов):
"Богоспасаемому народу ныне предлагается совсем другое меню – из прогоркшей баланды казённого патриотизма и протухшей позавчера дурки, отдающей запахом национал-патриотических подмышек пополам с газово-керосиновым амбре".
Кем предлагается? Что такое «протухшая дурка»? Где учуял Чуб запах «национал-патриотических подмышек»? Что привело его к выводу, что государственное православие в «суверенной России» всё дальше отдаляется от христианства? Это такой прием, старый как мир, когда аудитория должна сама догадаться, что вызвало раздражение оратора. А если не догадалась, значит, нанюхалась "подмышек" или состоит из ослов. Ну, хорошо, отправимся по стопам Олега в поисках тех кто не нанюхался:
"Разве что в крошечной и гонимой апостольской общине отца Якова Кротова – ученика и сподвижника Меня – ныне встретишь то подлинное христианство"
Здесь я хочу сказать, что можно по-разному относится к Якову Кротову. Но священником он не является. Ту забавную тусовку под названием "Апостольская церковь", где его "рукоположили", он сам проклял и покинул, возмущенный тем, что один из ее архиереев женился в третий раз. Второй раз – его не напряг, а третий вроде как моветон.
Среди экстравагантных заявлений "ученика и сподвижника", одно меня поразило больше всего, сделанное после терактов в московском метро:
"Так вышло, что сегодня с женой утром часа полтора ехали в пробке, с удовольствием слушая радиопрограмму о терактах – удовольствие я получал от искусства ведущего, которого лично знаю. Скорбел ли я? Ничуть. Более того, день был намечен для отдыха и мы отдохнули. Как верующий и как учёный я стараюсь быть честным и говорю: болезнь внучки (выздоровела) меня беспокоила намного больше, чем сегодняшняя трагедия, и я считаю это абсолютно нормальным. Я не бесчувственное бревно, я очень почувствовал удовольствие, когда солнце выглянуло на пару часов, да и вообще от гуляния...".
Я вот все это читаю, и думаю: что выбрать, за кем пойти - за Церковью или за Чубом с Кротовым? Кому поверить? Они абсолютно несовместимы, придется выбирать. И, как мне кажется, шестым чувством Олег понимает, какой выбор предлагает. Этим, собственно, и вызвано появления его панегирика отцу Александру - священнику Русской Православной Церкви, память которого Чуб оскорбил, разместив батюшку между собой и Кротовым. "Третьим будешь?" - это у живых спрашивают. Записывать мертвых задним числом в единомышленники, оскорблять, прикрываясь их именем, Церковь, народ – просто некорректно.
Отец Александр – мученик, но я уважаю его не только за это. Он обладал исключительной интеллектуальной честностью. Этот род честности практически не совместим с «измами». С верой – да, убеждениями, но не идеологией, даже такой восхитительной, в исполнении Олега Чуба, как либерализм.