9 июня материковая Global Times рассказала о групповом побеге из “военно-спортивного” лагеря по избавлению от интернет-зависимости в провинции Цзянсу. В начале месяца 14 молодых людей в возрасте от 15 до 22 лет, которым удалось привязать своего инструктора к кровати и сбежать от “монотонной работы и интенсивных тренировок”, были задержаны милицией, когда не смогли заплатить за такси. Как говорилось в заметке, родители 13 из них, забрав детей из местного отделения милиции, уже отправили сбежавших назад, в центр по лечению интернет-зависимости ‘Huaian’.

Один из сотрудников центра пояснил газете, издающейся редакцией рупора компартии Жэньминь жибао, что главным в лагере считается “приучить к дисциплине и распорядку дня” в повседневной жизни, а для этого "нужно использовать армейские методы", сводящиеся к отсутствию свободного времени и физическим упражнениям.

С 2005 года более 400 организаций стали применять для избавления многих тысяч подростков от так называемой “интернет-зависимости” электрошоковую терапию, хирургическое вмешательство, лекарства и физические упражнения. Хотя электрошок с июля 2009-го оказался под запретом, остальные методы применяются по-прежнему. Когда в августе 2009 года внимание прессы привлекли случаи жестоких избиений подростков в таких лагерях, чиновники формально запретили практику реального насилия, однако подобные центры продолжали приносить прибыли своим владельцам и летом 2010-го.

Приговор. 28 апреля суд средней ступени города Наньнин Гуанси-Чжуанского автономного района вынес приговор по делу о гибели 15-летнего подростка, направленного родителями для избавления от интернет-зависимости в лагерь самовыживания ‘Qihang’ в августе 2009 года.

Как установил суд, 4 инструктора – Хуан Ецзянь (Huang Yejian), Го Чжицай (Guo Zhicai), Вэй Гаоцзянь (Wei Gaojian) и Ли Цюньлай (Li Qunlai) – применяли для избиения Дэн Сэншаня деревянные доски, бамбуковые палки и другие орудия. Аутопсия, проведенная управлением общественной безопасности города Наньнин, показало, что причиной смерти стали многочисленные повреждения мягких тканей, вызвавшие прекращение дыхания и циркуляции крови.

Все четверо признаны виновными в умышленном нанесении телесных повреждений, повлекших смерть человека. Хуан приговорен к 10 годам тюрьмы, Го – к 5 годам, Вэй получил 3 года условно с трехлетней отсрочкой, Ли – 2 года с двухлетней отсрочкой.

Забит до смерти. 3 августа государственное вещание China National Radio новость о том, что в лагере самовыживания “Qihang” в городе Наньнин, столице района, предлагавшем лечение интернет-зависимости через физические упражнения и труд, погиб Дэн Сэньшань из уезда Цзыюань (Ziyuan) Гуанси-Чжуанского автономного района. Лагерь был закрыт для посещений. Родителям 15-летнего подростка, заплатившим за месяц 7 тысяч юаней (1030 долларов), сказали, что центр применяет физические наказания, но обещали, что он не подвергнется жестокому обращению. В радиопередаче отмечалось также, что в стране насчитывается 16 млн интернет-зависимых подростков и свыше 300 организаций начали заниматься их лечением, хотя никакого стандарта для определения интернет-зависимости не существует.

Только что закончивший среднюю школу №2 города Гуйлинь Дэн Сэншань, до этого не страдавший психическими заболеваниями, прибыл в лагерь в 13 часов 1 августа, но уже через 14 часов был официально признан умершим. Сразу после этого директор лагеря Ся Чжэн (Xia Zheng) сообщил Shanghai Morning Post некоторые подробности случившегося: "В лагере инструкторы приказали Дэн Сэншаню пробежать примерно 5 тысяч метров, но мальчик не закончил упражнение и проявил неповиновение. Затем он вступил в конфликт с инструкторами". В 2.30 ночи у мальчика начался жар и его отправили в центр охраны здоровья ‘Wuxu’ в городе Наньнинь, где около 3 ночи 2 августа Дэн Сэншань был признан умершим.

Утром 3 августа отец подростка Дэн Фэй (Deng Fei) был уведомлен милицией о смерти сына. Он позвонил в лагерь, но там факт гибели Дэн Сэншаня скрывали. Приехав на опознание в морг Наньнина, отец увидел, что лицо сына в засохшей крови, а на руках остались следы от наручников. Первыми были задержаны 4 инструктора: по словам директора лагеря, один из подозреваемых – офицер спецназа на пенсии, двое закончили спортивную школу, а еще один имеет опыт в уличных тренировках.

Но только после того, как родители Дэн Сэншаня заявили, что намерены начать сидячий протест в здании парткома Гуанси-Чжуанского автономного района, чиновники пригласили их “встретиться в частном порядке” 4 августа. После встречи Дэн Фэй прислал China Daily sms, в которой сообщил, что "переговоры с партийными чиновниками оказались безрезультатными". Никаких объяснений не удалось добиться и от руководства лагеря. "Наша школа только предоставляет спортивному лагерю часть школьных кабинетов и земли; мы ничего не знаем о деталях тренировок", - заявил директор приемной комиссии «Школы электронных технологий Гуанси» Ли Юншунь (Li Yongshun).

Дэн Фэй, ощущая вину за отправку сына в лагерь, пытался добиться ответа на свои вопросы о случившемся, заявив, что предложенная местными властями за смерть сына компенсация в 1,04 млн юаней – это плата за молчание. “Я выяснил, что правительство Гуанси способствовало продвижению и рекламе лагеря, то есть мне предлагают компенсацию за молчание. Они участвовали в создании лагеря, а значит, несут ответственность за смерть моего сына”, - сказал он South China Morning Post. “Я привез Дэн Сэншаня в субботу и воспитатели обещали мне, что не станут использовать физические наказания. А в воскресенье в больничном морге я смотрел на окровавленное и покрытое синяками тело сына”.

Сделанный отцом снимок трупа вместе с фотографией, где совершенно здоровый Дэн Сэншань смеется на пляже с отцом и сестрой за 48 часов до смерти, появились на страницах China Daily, после чего Заместитель начальника отдела управления общественной безопасности по дистрикту Цзяннань (Jiangnan) в Наньнине Чжан Шухуй (Zhang Shuhui) заявил Southern Metropolis Daily: вскрытие подтвердило, что причиной смерти мальчика стали жестокие побои. Это означало, что уголовного дела не избежать. "Местная милиция продолжит розыск подозреваемых в причастности к смерти мальчика", - заявил он. По подозрению в нанесении телесных повреждений и в незаконной организации лагеря под стражей оказались уже 13 человек, в том числе директор лагеря Ся Чжэн и его воспитатели. 7 августа лагерь в городе Наньнин был закрыт, и 122 подростка в возрасте до 18 лет, отправленных родителями на “перевоспитание”, уехали домой.

Чиновники местного правительства, без которых закрытый для внешнего мира лагерь вряд ли мог появиться, все-таки сумели ограничиться компенсацией в размере около 1 млн юаней (146374 доллара): как сообщил 25 августа дядя погибшего Ли Цзянь (Li Jian), лагерь Qihang Salvation выплатил 500 тысяч юаней, совладелец лагеря – «Школа электронных технологий Гуанси» - 400 тысяч, остальные деньги поступили от местной медийной компании, которая занималась рекламой лагеря. Но матери подростка, Чжоу Цзюань (Zhou Juan), от этих денег легче не стало – она больше трех недель оставалась в больнице под капельницей и неизвестно, каково ее состояние сейчас.

Нетрадиционное воспитание. Другой подросток, Пу Лян (Pu Liang), отправленный в лагерь с претенциозным названием «Китайский институт нетрадиционного спортивного воспитания настоящих людей» в провинции Сычуань, остался жив, но встретил свой 14-й день рождения в палате интенсивной терапии. После восьми дней в лагере его привезли в больницу с кровоточащей почкой, сломанными ребра и поврежденным глазом. Только через неделю врачи заявили, что состояние подростка стабилизировалось. “Его заставили делать 500 отжиманий, а когда он не смог, воспитатели приказали другим лагерникам избить его палками”, - рассказала его мать, пожалевшая о своих намерениях спасти сына от привычки сидеть за компьютером.

19 августа официальный представитель парткома уезда Чжунцзян заявил, что по подозрению в умышленном нанесении телесных повреждений арестован 27-летний школьный учитель из городского поселения Цинхэ (Qinghe) Тан Цзинчэн (Tang Jingcheng), управлявший лагерем, который был зарегистрирован в форме образовательно-консультационной компании в столице провинции Чэнду. Чтобы отвести внимание от своих чиновников, уездный партком отметил, что лагерь действовал без лицензии.

Впрочем, Пу Лян был обнаружен практически случайно. 10 августа в милицию пришла женщина, заявившая, что ее сын Сян Пань (Xiang Pan) подвергся избиению группой подростков, которыми руководил Тан Цзинчэн. 14-летний учащийся первого класса средней школы №9 города Чэнду был отправлен в лагерь для «лечения от интернет-зависимости» - за месяц "тренировочной подготовки" его мать уплатила 1500 юаней (220 долларов). Уже через три дня "невыносимых" тренировок мальчик попытался сбежать, но был пойман, и Тан приказал другим "наказать" его. Прибывшие в «Китайский институт нетрадиционного спортивного воспитания настоящих людей» милиционеры нашли в одном из подсобных помещений жестоко избитого Пу Ляна. По информации Xinhua, следователи отправили по домам еще 8 школьников, у одного из них имелись легкие телесные повреждения.

Среди методов реабилитации в других лагерях нашлись и вполне традиционные – но скорее для армии. К примеру, лагерь в городе Шицзячжуан провинции Хэбэй отправил 135 "интернет-зависимых" подростков в 28-суточный марш на расстояние 850 км по степной местности Автономного района Внутренняя Монголия. Однако старшему поколению, воспитанному в маоистских представлениях, подобный подход к «реформе» сознания кажется вполне привычным. В договоре, заключенном родителями с лагерем ‘Qihang’, говорилось, что в период с 1 августа до 1 сентября Дэн Сэншань должен "устранить плохое поведение, восстановить доверие [к родителям] и создать позитивные житейские планы".

Легкие деньги. Такими проектами, как лагерь самовыживания ‘Qihang’, движут легкие доходы, констатировала материковая Southern Metropolis News. Создав в 2007 году в Гуанчжоу ‘Qihang Survival Training Camp’ бизнесмен из провинции Хунань Вэнь Вэйцзюнь (Wen Weijun) сделал за два летних месяца 2008 года более 4,2 млн юаней. 28-летний предприниматель, даже не учившийся в университете, просто скопировал бизнес-модель из провинции Хунань, первым создав подобное предприятие в Гуанчжоу. С тех пор он открыл филиалы: в октябре 2008-го появился лагерь в Чжаньцзян на юго-востоке провинции Гуандун, а в мае 2009 года начал работу лагерь в Наньнине. Вэнь Вэйцзюнь говорил партнерам по бизнесу, что прибыль от каждого школьника достигала 80%. Летом 2008-го в лагерь обучения выживанию ‘Qihang’ записались 600 школьников, которых родители хотели избавить от интернет-зависимости. При оплате за два месяца не менее 10 тысяч юаней лагерь только за одно лето принес 6 млн юаней.

Пока не вспыхнул скандал в связи со смертью 15-летнего подростка в городе Наньнин, методы «перевоспитания» интернет-зависимых в лагерях самовыживания ‘Qihang’ не привлекали широкого общественного внимания. Еще в 2008 году материковая пресса писала о смерти школьника на базе ‘Qihang’ в дистрикте Панъю города Гуанчжоу, у которого в результате избиения воспитателями отказали почки. Хотя лагерь ‘Qihang’ выплатил компенсацию в 300 тысяч юаней и поменял название, это отнюдь не означало, что там перестали культивировать реальное насилие. После трагедии в городе Наньнин власти Гуанчжоу объявили, что лагерь в Панъю закрыт, а более 200 подростков, жаловавшихся на жестокое обращение, уехали по домам.

10 августа 2009 года выходящая в Гуанчжоу Southern Metropolis Daily опубликовала репортаж, показавший, что заверения чиновников из органов образования дистрикта Наньша о том, что лагерь ‘Lizhi-Qihang’ на территории технического училища “Haojin” в Гуанчжоу прекратил свою работу, лживы. Автор репортажа, переведенного на английский в блоге Danwei, выяснил, что лагерь самовыживания ‘Qihang’ по-прежнему действует, а спортивный лагерь ‘Lizhi’ все так же набирает школьников. Увидев его 9 августа, один из школьников, находившихся в трехэтажном общежитии, выставил в окно бамбуковый мат с надписью "SOS". Другие школьники безуспешно пытались перебросить через окружавшую здание стену записки, используя алюминиевые банки, бутылки, тапки. Мальчики размахивали листами бумаги, на которых было написано "SOS" и "избиение", выкрикивали просьбы о помощи, но воспитатели отогнали их от окон.

“Родителям надо серьезно подумать, прежде чем вручать своих детей в другие руки. Им надо убедиться в законности таких лагерей, прежде чем передавать свои деньги тем, кто оказывается просто предпринимателями, гонящимися за скорой прибылью”, - так прокомментировал сложившуюся ситуацию профессор социологии из Пекинского университета Ся Сюэжуань (Xia Xueruan). Однако ни о какой “законности” в условиях мошенничества с интернет-зависимостью не могло быть и речи.  

Минздрав не в курсе. Ни в министерстве образования, ни в министерстве здравоохранения не нашлось чиновника, который нес бы ответственность за обращение с подростками в таких “военно-спортивных” лагерях. Минздрав отделался заявлением, что ни один из 400 с лишним лагерей не проходил регистрацию. И только через три месяца после известия о смерти подростка из лагеря ‘Qihang’ министерство здравоохранения объявило запрет на деятельность подобных центров, предлагающих родителям избавление от интернет-зависимости через армейскую муштру и реальное насилие в условиях отсутствия контактов с внешним миром.

Юное поколение составляет 60% пользователей интернета в Китае, и в больших городах, где многие родители испытывают опасения по поводу того, что дети целый день сидят в интернете, в последние годы резко выросло количество учреждений и реабилитационных лагерей по лечению интернет-зависимости, отмечалось в постановлении, опубликованном на сайте министерства в начале ноября 2009 года. “Во многих лагерях царит военная атмосфера, пациентов принуждают заменить многочасовое сидение перед компьютером изнурительными физическими упражнениями и еще более экстремальными «процедурами»”, цитировало документ агентство “Синьхуа”.

“В случае вмешательства для предотвращения недолжного пользования интернетом следует строго запретить ограничение личной свободы и физические наказания”, требовало министерство здравоохранения, указывая, что “целью вмешательства является призыв” использовать интернет “здоровым образом”, но не полный отказ от интернета.

Стоит напомнить, что запрет на применение электрошока в платном курсе лечения интернет-зависимости был выпущен министерством здравоохранения только тогда, когда возникшая в интернете мощная волна протестов нашла поддержку в материковой прессе. Но стоит скандалу утихнуть и военно-спортивные лагеря, предлагающие избавление от интернет-зависимости, вновь запускаются в работу.

     

Второе жестокое избиение произошло в одном из китайских лагерей по "лечению" интернет-зависимости

В материковом Китае приостановлена выдача лицензий на лечение веб-зависимости электрошоком

В Пекине объявлено о начале новой кампании по борьбе с «нездоровым» контентом