Недавно я получил запрос из Министерства культуры по поводу запланированных Союзом композиторов мероприятий к 1 октября – Международному дню пожилых людей. Я честно ответил, что мероприятий кэтому Дню мы не планируем, поскольку 1 октября для Союза композиторов, как и для всех музыкантов мира (в том числе, и пожилых), прежде всего, Международный день музыки. Хотелось даже добавить, что День этот был учреждён ещё 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО, и одним из инициаторов этого учреждения был композитор Дмитрий Шостакович.
В то же время, я искренне восхитился нашим Министерством культуры: ведь сколько у нас служб, созданных специально для помощи пожилым людям! А вот и Министерству культуры эти люди тоже оказались небезразличны. Правда, вертелся на языке вопрос, какое ведомство «ведает» Днём музыки, однако я вовремя сдержался, поскольку именно такой вопрос мог показаться бестактным.
С 2001 года отмечается в нашей стране День пожилых людей, и всё это время меня коробит это словосочетание. Хотя, конечно, нам, пожилым, надо бы ещё радоваться – на 45-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН этот День поначалу был провозглашён как «Международный день престарелых»: именно так перевели английское International Day of Older Persons.Однако почти сразу это словосочетание стало, по-видимому, коробить даже переводчика (возможно, он и сам был уже немолодым человеком), и тогда в дальнейших русскоязычных документах, касающихся этого Дня, стали фигурировать уже «пожилые».
После этого, понятное дело, каждое 1 октября в мире стали проходить различные фестивали, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе. При этом каждый из Дней пожилых людей обрёл и свою тематическую направленность – например, прошлый, 2009 год носил название «Общество для людей всех возрастов», позапрошлый – «Права пожилых людей» и т. д.
Мне не случалась бывать на европейских Днях пожилых людей, на их конгрессах, конференциях и фестивалях. Но заграничных стариков и старух я видел предостаточно. И сравнивать их с нашими у меня нет охоты. Вроде бы люди одного возраста, но слишком уж разнится степень довольства жизнью тех и других, и всё это написано на их лицах...
Понятие «пожилой человек» в словаре Владимира Ивановича Даля толкуется как «подстарокъ, близкiй къ 50-ти». Ну, допустим, о числе лет «подстарков» можно сегодня и поспорить, но заметьте: примерно такой возраст наши социальные службы ласково именуют «возрастом дожития». Звучит, конечно, бесчеловечно, что поделать, но они по-своему правы. Во всяком случае, с позиции статистики.
Не берусь судить обо всей России, но в Сыктывкаре День пожилых людей это ежегодное напоминание нашим старикам о том, что они ещё живы, что период их «дожития» ещё не полностью исчерпан. Да и выглядит этот День для нашего брата-подстарка достаточно уныло. Нет, я не сомневаюсь, что наиболее нуждающимся оказывается адресная материальная помощь, наверняка в этот день многих из них окружают заботой и вниманием. И не только материальным, но и духовным.
Например, для них ежегодно устраивают благотворительный концерт в оперном театре, обычно очень неплохой (я тому свидетель). И всё же щемит сердце, когда видишь тех, кто приходит на такой концерт. Их по-человечески очень жалко. Одеты они в большинстве неважнецки и на лицах их, как правило, написана озабоченность – оно и понятно, жизнь их нелегка. Был и один ужасный случай, когда театр уже переполнился, а они всё шли и шли, и на входе их разворачивали и объясняли, что «театр не резиновый»…
Между тем, инициатива отмечать такой день пошла от самих стариков. Не наших, конечно. «Ихних». Началось всё с благополучной Скандинавии, потом эта славная традиция перекочевала в другие страны Европы, затем последовала та самая 45-ая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, а потом сей знаменательный День добрался и до нас, приобретя здесь свой особый российский акцент…
Наше государство не в силах сделать стариков счастливыми. И еще долго не сможет этого сделать.
Что может облегчить старикам бремя старости?
Для начала хотелось бы назвать День пожилых людей как-нибудь иначе. Не так оскорбительно и бездушно. Полагаю, нам помогут в этом и молодые – ведь неизбежен день, когда и они попадут в возраст «дожития» и социальную группу «пожилых».
Может быть, это будет День родителей. А может, День бабушек и дедушек. Я не знаю. Но давайте рискнём перевести пресловутое International Day of OlderPersons, как удобно нам, в соответствии с нашей ментальностью и православной традицией.
Неужели в нашем «великом и могучем» не найдётся пары слов для Дня дорогих нам людей не из статистики, а из простого человеческого лексикона?
Наверное, это не самое тяжёлое, что мы можем сделать для тех, кому удалось, несмотря ни на что, дожить до очередного Дня пожилых людей.