Меня нисколько не удивило позавчерашнее решение Верховного суда Коми, отменившего «антипивной» закон. Отмены ждали — поскольку двусмысленность закона была очевидна ещё до его принятия.
Характерно, что закон был опротестован не только сыктывкарскими предпринимателями, ущерб которых от закона понятен и предсказуем, но и пивоваренной компанией «Балтика». Могущество «Балтики» разъяснять не приходится: достаточно зайти в любой продовольственный магазин или заглянуть в любой продовольственный киоск, чтобы увидеть это. Участие самого главного игрока пивного рынка России в судебном процессе косвенно подтверждает неоднократно звучавшие из уст депутатов Государственного Совета РК предупреждения: пивное лобби в нашей стране обладает такой силой, что способно и затормозить аналогичный законопроект в Госдуме, и моментально отреагировать на антипивные поползновения в любой точке РФ, а может даже и в СНГ.
Ну, отменён закон и отменён. Отмена всё равно явно будет опротестована тем же Госсоветом. За эти дни, что пиво и химическая дрянь под названием «коктейли» и «энергетики» снова вылезут на прилавки, не напьёшься же впрок, правда?
Я вообще не очень понимаю, что за страсти разыгрываются вокруг ночи. Во-первых, вы взгляните на магазины между 22-мя и 23 часами: алкогольные отделы кипят людьми и делают в это время очень существенную часть суточной выручки.
Во-вторых, по-моему, гораздо актуальнее в этом смысле утро. С 8 утра разрешено торговать не только пивом, но и водкой. Ну и в чём смысл именно ночного запрета?
Наконец, в-третьих и главных, вместе с «ночью» отменён и запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах. Я сейчас не буду впадать в казуистику и пытаться рассуждать, является ли, например, лес, в который едут на пикник, общественным местом. Всем, в общем, ясно, о каких именно местах идёт речь. И именно льющееся в таких местах в горло пиво (особенно в молодое горло) вызывало и вызывает протест. Внутренний, а иногда и вполне внешний. Потому что промоченное таким образом горло имеет обыкновение не молчать, а то, что в него влилось, имеет обыкновение довольно быстро проситься наружу. Потому-то наши дома всё усиленнее ограждаются железными решётками, а скамейка во дворе воспринимается всё чаще как знак предстоящего поздневечернего и ночного бедствия.
Но писаными законами эту проблему не решить. Пока у человека хватает бесстыдства лезть в автобус с открытой банкой пива или «Ягуара» и пить из неё, пока кондуктор при этом не только не выгоняет его, но даже не ругается, а равным образом молчат и пассажиры, Госсовет может принять ещё десяток «антипивных» законов. Реально будет действовать только один. Неписаный.