Снова, опять, в который раз атака на покой усопших. Что они-то сделали плохого этим вандалам? Этот вопрос неоднократно ставился и в печати и в других СМИ, ответы куцые, поверхностные, ничего не дающие для понимания обычному человеку, населению, да и самим комментаторам. Я попробую ответить на этот вопрос, так как я это понимаю. Любителей лёгких объяснений, не утруждающих себя вопросами "психоанализа", что называется - просим не беспокоиться, т. е. - не читать.
Корни этого явления, широко проявленные во всём мире, (хоть и не столь явно), спрятаны действительно глубоко. "Наше детство довлеет над нами", - это несколько вольный перевод известной фразы философа и психоаналитика, писателя Ж. П. Сартра, может служить указателем поиска причин обозначенного явления, как впрочем, и многих других. Обычно речь идёт о поведении подростков, но в равной степени это относится и ко взрослым социопатам. Социопат - специальный термин, однако, в расшифровке он вряд ли нуждается; понятно, что речь идёт о поведении человека, направленном против, выходящее за рамки общепринятого, нарушающее моральные и оскорбляющее все нравственные принципы сообщества, проживающего совместно людей.
Понятно, что кладбище, юдоль печали, скорби, это итог трагедий, драм. Люди, посещающие дорогие могилы, ценят их как место памяти, место духовного контакта, общения с дорогими им людьми. Это, прежде всего духовные ценности людей, это их дорогие им воспоминания, возможность "пообщаться" с усопшими сквозь завесу иного бытия. Цель любого вандализма - именно эти ценности, духовного порядка. Это, прежде всего вызов, протест социальному порядку, его ценностям. Хулиганство? Да, конечно, но не только. Это попытка не разрушить, а именно плюнуть на эти самые ценности, иногда - причинить боль, хотя бы душевную. Не сомневайтесь, при условии безнаказанности они будут причинять и физическую. Таких случаев немало, вплоть до того, что судебные заседания проводятся только в закрытом порядке, - настолько это невыносимо трудно и больно даже слышать, не то, что представить себе. Такого рода садизм - это тот же вандализм, с другим лишь названием. Корни, однако, те же. Протест, способ показать всем живущим, насколько им, вандалам, наплевать на наши с Вами ценности. На нашу память о близких, на наше самое дорогое, может быть воспоминание, на нашу духовность, как бы она не проявлялась. Именно духовность цель вандалов. Вспомните фразу известного фашиста, не помню кого именно - " когда я слышу слово интеллигент, я хватаюсь за пистолет." Тысячи раз он подтверждал эти слова своими действиями. Да и весь фашизм, коммунизм, в его борьбе с религией, храмами и святынями, разве это не вандализм, возведённый в рамки государственной идеологи?
Но, ближе к теме, откуда же у людей, подростков такая ненависть к общечеловеческим ценностям, духовности, в любых её появлениях?
Представьте себе картинку, когда слепому нищему на паперти кладут в его протянутую руку камень, да ещё и издеваются над ним, потешаются над его беспомощностью. Известный образ. А теперь представьте себе ребёнка, ещё более беспомощного, когда он вместо любви, заботы получает побои, окрики, когда он постоянно голодает, то в истинном смысле этого слова, то в переносном - голодает по любви, заботе, лишён элементарного человеческого внимания, понимания его нужд.
Вы думаете, очевидно, что я описываю какую - то изуверскую семью, с отцом садистом, матерью, лишённой материнского инстинкта? Да, именно такие семьи и порождают социопатов, психопатов (терминологическая разница невелика и не существенна). Лишение, недостаток заботы, любви, внимания (так называемая депривация), явление широко распространенное в обществе, особенно в его кризисном состоянии. Внешне такие семьи выглядят вполне благополучными, дети накормлены, одеты, но либо вообще предоставлены себе, либо выносят такой родительский прессинг, что ощущают свою полнейшую несостоятельность, хоть как - то соответствовать этим требованиям. И в том и в другом случае дети настолько не в состоянии принять те внутренние мотивы, побуждения родителей (или заменяющих их лиц), что вынуждены ориентироваться только на свои способности их удовлетворения, чаще всего именно духовных, моральных, нравственных, хотя нередко и физических. Но сами они этого сделать не могут, не научены, у них нет инструментов, ощущения, понимания - что же нужно делать и как. Потому - то и возникает протест против декларации родителей каких - то там правил, норм поведения, каких - то заповедей, нотаций. Возникает протест против любого сообщества, которое декларирует, что - то там требует, а дать -то ему, ребёнку, а впоследствии и взрослому ничего не может.
Такой человек живёт с ощущением пустоты, в душевном вакууме, без веры, без любви, без сострадания, которому он не научен и не видел его сам. (Такие личности - благая почва для криминала, всякого рода сектанства). Протест же у них возникает, ещё и потому, что с него - этого обделённого, несчастного человека ещё что - то и требуют. Каких - то норм, правил, поведения, предписаний. Внутреннее состояние такого вандала может быть выражено лозунгом: - "Да пошли Вы все... со своими правилами", "вот как я чувствую себя всегда, ощутите это и Вы, хоть в малой степени." Примерно так... Это и протест и наказание всех людей, без разницы кого именно, за свои неудовлетворённые потребности, за свою совершенно изуродованную самооценку, за свою полную несостоятельность в этой жизни. А если добавить к этому состоянию алкоголь, сообщество таких же моральных уродцев как и этот, то здесь уже работают законы стаи, когда инстинкты, агрессия выплёскивается спонтанно, непредсказуемо, чаще всего на беспомощных, бессловесных объектах, в т.ч. на могилы, на памятники, но при этом всё же, - на живых людей, которым дороги эти памятники. Ощущение безнаказанности лишь подстёгивает, стимулирует эти варварские дествия именно на кладбищах, никто не помешает, да и не найдут...
Не следует понимать мою попытку проанализировать вандализм как оправдание. Ни в коем случае, безнаказанность лишь усилит и спровоцирует новые агрессивные дествия этих психопатов, поэтому нельзя их оправдывать, а вот предупреждать появление новых - можно и нужно, но это уже другой вопрос, как?..