Для начала позволю себе небольшое лирическое отступление, не имеющее прямого отношения к заявленной теме.

  

На прошлой неделе «православную блогосферу» облетела шокирующая «христоносных бойцов» новость: популярный телеведущий Владимир Познер в интервью провинциальному журналу «Cher ami»  осмелился назвать принятие Русью православной версии христианства «величайшей бедой России». Стрелам остракизма, пущенным в наглеца, не было предела. Так, например, замечательный писатель Владимир Крупин ничтоже сумняшеся заявил, что «Познер выжил из ума и подписал себе смертный приговор, готовя себе место в аду».

Что Владимир Николаевич подразумевал под подготовкой Познером «себе места в аду», правда, оказалось не совсем понятно. То ли теперь господину Познеру нужно ожидать у себя дома в Чистом переулке святую рать, вооруженную наперевес хоругвями и крестами-дрекольями, то ли у наиболее отмороженных активистов «русского православия» появилась «вертушка» с преисподней – сказать сложно (впрочем, и автору этих строк не так давно посчастливилось столкнуться с пожеланием сановитого православного священнослужителя «прожить не более трех лет» - так что может быть получена сверху/снизу какая директива, не знаю).

Не менее определенно высказался и редактор «почвеннического» журнала «Наш современник» Станислав Куняев, предложив журналисту убираться домой – «хоть во Францию, хоть в Нью-Йорк, поскольку в России с такими убеждениями делать нечего». После этого, как из канализационного брандспойта, полилась реакция многочисленных протоиереев, игуменов, иеромонахов и миссионеров с требованиями a la Вышинский (совершенно не преувеличиваю – «общее место» этой с позволения сказать критики – выискивание некой «установки», данной Познеру «проклятым антихристианским Западом»).

Скажу честно – сразу бросился искать реакцию священноначалия из Патриархии на эту остервенелую травлю пожилого интеллигентного человека (пусть и имеющего иное мнение, в отличие от нас, православных). Если вы, уважаемые читатели, думаете, что кто-то сверху одернул не в меру зарвавшихся «певцов Святой Руси» или хотя бы попросил показать доверенность, выданную им Сыном Человеческим, на право вещания от Его имени, вы глубоко и непоправимо заблуждаетесь. Молчание могильное, будто бы элементарные человеческие приличия уже выпали из морального кодекса православной церкви.

Другая история, на сей раз связанная не с бородатыми престарелыми «крестоносцами» (как сами они себя горделиво величают), а с зеленым молодняком, сволоченным с бору по сосенке к Селигерскому капищу. Директория логики та же – пытаюсь, подобно Диогену, отыскать  хоть тень осуждения обществом, притязающим на звание христианского, омерзительной «инсталляции», оскорбившей (в отличие от заклеванной выставки «Запретное искусство») реальные чувства реальных (и заслуженных) людей, таких как старейшая правозащитница Людмила Алексеева, член Общественной палаты Николай Сванидзе или музыкант-правдоискатель Юрий Шевчук. И опять в ответ – тишина…

Дело не в том, что под улюлюканье толпы некоторые экземпляры «богоносного народа» бьют размашисто, с кряканьем и хрюканьем, чисто по-русски людей, несогласных с их этическими представлениями. Беда нашей страны в том, что православные христиане – «соль земли», больше не осоляют ее своим печалованием и заступничеством. Давайте честно признаемся себе, что из наших уст куда чаще чем «Христос воскресе, радость моя» вырываются черной жабой требования «расстрелять, как бешеных собак».  Можно ввести еще не один десяток церковно-государственных праздников, или же дореволюционную практику обязательного участия в церковных таинствах (с предоставлением соответствующей справки от «духовного окормителя») и остаться, в лучшем случае, у разбитого корыта эффективного мессианского менеджмента наедине с новым Ксерксом (или Великим Инквизитором – как повезет).

Не хочется верить в то, что наше дело и впрямь – труба. В то, что православие в той черносотенной, почти фашистской транскрипции, действительно – наше все. Окончательный крах романтиков от «розового христианства»; последний гвоздь в крышку домовины наших идиотских интеллигентских упований двадцатилетней давности на религиозное Возрождение в России, связанных с именами митрополита Антония Сурожского, отца Александра Меня, академика-церковнослужителя Сергея Аверинцева и священника-диссидента Глеба Якунина.

«Все ближе, ближе пьедестал Тельца, Все четче зрак насильника и хама» - гласит печальный кант замечательного православного песнопевца иеромонаха Романа (Матюшина).

По-видимому, нам остается только ждать полной и окончательной материализации призрака нового 17 года, слоняющегося по «православной России», когда «наше все» из Колосса на глиняных ногах в мановение ока станет «нашим ничем». А русский бунт – мы все помним, каков он.