Представители проекта «Общественный радар» попросили Госдуму защитить земли коренных народов ХМАО от нефтедобытчиков. Об этом они сообщили «7x7» 6 июня.

«Сургутнефтегаз» 24 января 2024 года предложил коренным жителям Сургутского района ХМАО компенсацию за добычу нефти на их земле. Компания хотела выплатить местным их упущенную прибыль от продажи ягод и шкур животных, которые они добывают на нужной «Сургутнефтегазу» территории.

Как сообщил «7х7» представитель правозащитного проекта «Общественный радар», на встрече с компанией люди отказались от компенсации, посчитав ее слишком низкой. В марте «Сургутнефтегаз» начал добычу нефти.

Правозащитник выяснили, что по закону нефтяники могут не выплачивать компенсации малочисленным народам, занимающимся традиционными промыслами. Это связано с пробелом в законах: реестры коренного населения и территорий традиционного природопользования не синхронизированы.

— Обычно, если семьи все-таки соглашаются [на компенсацию], нефтяники могут периодически еще им покупать оборудование для охоты и жизни на севере (снегоходы, лодки, амуницию), но это все в рамках доброй воли, без договоров, — рассказали в «Общественном радаре»

Правозащитники отправили депутату Госдумы от КПРФ Олегу Михайлову идеи по корректировке законов. Правозащитники предлагают одновременно вносить данные в оба реестра, запретить нефтяникам рассчитывать компенсации жителям по стоимости шкур и ягод, а за добычу без согласования — приостанавливать деятельность фирмы.


29 апреля 2024 года стало известно о смерти последнего защитника священного для хантов озера Сергея Керимова. Он умер от рака. Мужчина боролся против добычи нефти компанией «Сургутнефтегаз» возле озера Имлор. Он пытался отстоять свое стойбище и переезжал по требованию нефтяников более 20 раз, освобождая для них территорию. 

Активиста трижды судили: в 2017 году за угрозы «Сургутнефтегазу» ему назначили обязательные работы, в 2022 году — полгода ограничения свободы. В декабре 2022 года у Кечимова произошел конфликт с полицейскими, после чего на него возбудили уголовное дело о применении насилия. Тувинская журналистка Саяна Монгуш писала, что несовершеннолетнего сына Кечимова насмерть сбили пьяные нефтяники.