Как война в Украине изменила отношение к русским в Литве? Главное из дискуссии Delfi

Отправной точкой дискуссии, которая прошла 26 января в Reforum Space Vilnius, стали результаты исследования об отношении литовцев к россиянам: 75% опрошенных указали, что отношение к русским, проживающим в Литве, значительно ухудшилось или скорее ухудшилось.

Публикуем цитаты участников дискуссии (полную версию беседы смотрите тут).

Владимирас Лаучюс, старший аналитик центра исследований Восточной Европы: Ухудшение отношения к россиянам связано с войной. Возрастание негативного отношения к русским — это один из видов психологической проекции. Свое негативное отношение к тем, до кого вы не можете дотянуться — до Путина, Кремля, российской власти — проецируется на отношение к тем, до кого дотянуться проще. Это русскоязычное население стран Балтии. Это, возможно, Чайковский со своим «Щелкунчиком», который можно запретить ставить. Это названия театров или улиц. Это те вещи, которые можно решить здесь и сейчас. Вдарить по Путину серьезно не получается, но можно это сделать таким образом.

Павел Лавринец, заведующий кафедрой русской филологии Вильнюсского университета: Надо заметить, что ни я сам, ни мои коллеги не сталкивались [с негативным отношением из-за того, что говорим на русском языке]. Это можно объяснить тем, что это академическая среда. И когда общаются соседи, этого [тоже] нет. Или есть, но не так ярко проявляется. Сама современная городская европейская культура предполагает нейтралитет: «Не спрашивай, не говори». Но параллельно с этим в обществе, не только литовском, живет неприязнь, какая-то разновидность ксенофобии. Это иррациональная вещь. Но по отношению к русским это можно объяснить историческим опытом, другими причинами… Особенно это стало заметно по комментариями в электронных СМИ. То, что я не позволю в разговоре с друзьями, я смогу написать в комментариях, тем более анонимных. Для меня очень болезненным был 2014 год [когда произошла аннексия Крыма]. Набор на русскую филологию катастрофически упал, до минимума. Я это объясняю тем, что атмосфера в медиа и обществе была такая, что ни родители, ни учителя, ни сами ученики не хотели ничего общего с тем, что хоть как-то связано с Россией. Но потом [ситуация] выправилась. И я опасался, что в этом году опять прием упадет. Но пришли учиться школьники, которые заканчивали школы в Литве.

Илья Шепелин, журналист, автор программы «Зомбоящик»: Если это и заметно [что к россиянам стали хуже относиться в Литве], то только в интернете. В личной жизни я с таким не сталкивался. В первый месяц в Вильнюсе я присматривался и боялся — вдруг из-за того, что я говорю по-русски, в магазине или кафе на меня будут плохо смотреть... Но потом понял, что в жизни такого нет. В первые дни [в Вильнюсе] я шел по улице и громко разговаривал по телефону, и какой-то мужик подошел ко мне и резко схватил за руку. Я подумал: «Боже мой. Вот русофобия началась. Сейчас меня за русский язык будут бить». Оказалось, это просто зритель моей программы был.

Альгис Раманаускас, блогер, ведущий: Отношение к россиянам ухудшилось без сомнения, но это не значит, что я демонизирую всех живущих здесь. Я расскажу вам, как я стал русофобом и как я стал еще большим русофобом в нынешние дни. Но это не совсем так. Когда-то в 2001-2002 гг., когда появились форумы, я зашел на форум «Росбалта». Я там остался, чтобы не забыть русскую речь, особенно печатную. То, что я там увидел, было ужасно — столько русского нацизма в одном месте… Я предоставлял уроки истории этим люди… Но уже тогда я предвидел то, что случится в скором времени, считая с бронзового солдата [в 2007 году власти Эстонии решили перенести советский памятник из центра города после чего в Таллинне были волнения]. Я предостерегал соотечественников, говорил напрямую, что ждет человечество. И тогда меня называли русофобом многие литовцы, Говорили, что я с ума сошел. Но довольно быстро пришел год войны с Грузией, Крым и т. д. Парадоксально, сегодня я тот самый русофоб, который старается удержать удила наших настоящих русофобов.