Под несколькими мостами через реку Нерис есть необычные скульптуры огромного размера. Вы наверняка их не раз замечали.
Под Жирмунским мостом — большой стальной шар. Под Жверинским — 20-метровая конструкция, похожая на узкую лодку. Белый мост пронизывает что-то вроде иглы. Все эти объекты отсылают к истории Вильнюса и Литвы и своеобразно интерпретируют символы времен барокко.
Скульптуры появились в 2010 году, когда литовцы отмечали 20-летие восстановления независимости страны. Их автор — художник Кунотас Вилджюнас. В описании проекта говорилось, что он обращен к реке Нерис, «живой оси Вильнюса», соединяющей старый и новый город. Кунотас выбрал шесть символов, которые по его задумке, соединяли прошлое, настоящее и будущее.
Под Жирмунским мостом появилось «Королевское яблоко» (тот самый шар). Это царский знак правителей Литвы, начиная с короля Миндаугаса.
Под Жверинским мостом — «Корабль-полумесяц». Полумесяц — распространенный геральдический знак литовских дворян, указывающий на иную «природу», небесную принадлежность.
«Луч-копье», которое пронизывает Белый мост, символизирует победу, отвагу и независимость.
С 2010 год 2019 годы под Зеленым мостом висела еще одна скульптура — «Цепь». Она была обращена к жертвам освободительной борьбы, народам, которые выдержали оккупацию, изгнание, геноцид. Три года назад ее сняли для реставрации (фотографии можно будет посмотреть в комментариях).
По задумке, планировалось установить шесть скульптур. Еще две — «Кольцо» и «Спираль времени» — должны были появиться на мосту Гележинё Вилко (Железного волка) и мосту Любарта (мост с квадратными винтовыми лестницами по бокам). Но их так и не установили. Что стало причиной, не ясно: отсутствие финансирования или критика проекта. А она была, рассказали нам читатели «Волны» во время подготовки этой заметки.