Тульский областной суд не удовлетворил иск исследователя Сергея Прудовского и отказался признать незаконным ограничение доступа к рассекреченным протоколам заседаний «тройки» НКВД 1938 года. Прудовский хотел установить данные репрессированных в Тульской области. Об этом сообщили на сайте проекта «Личное дело каждого».
Областной суд Тулы 20 января не удовлетворил требования Сергея Прудовского и отказался признать незаконным ограничение доступа к рассекреченным протоколам заседаний «тройки» при УНКВД по Тульской области. Исследователь запрашивал доступ к архивным документам комиссариата осени 1938 года, чтобы установить данные репрессированных и расстрелянных жителей региона. Но оказалось, что решение о рассекречивании протоколов засекретили и ограничили доступ по статье о соблюдении прав и свобод граждан.
Адвокат Андрей Федорков заметил, что суд ссылается на статью, которая предполагает распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также другой информации, за которую предусмотрена административная или уголовная ответственность. Но при этом во многих регионах аналогичные протоколы «троек» не ограничены в доступе. Прудовский предоставил в суде ответы на запросы из УФСБ Якутии, Красноярского края, Омской области и ответ из Государственного архива Алтайского края, где можно получить копии рассекреченных документов для публикации.
Во время заседания Прудовский и Федорков попросили вызвать экспертов, по оценкам которых на протоколы наложили ограничение. Суд отказал в ходатайстве. По мнению адвоката, суд нарушил равноправие сторон судопроизводства и право истца на представление доказательств и доводов для обоснования своей позиции. После оглашения мотивировочной части Сергей Прудовский планирует подать апелляцию.
Сергей Прудовский долгое время работал с архивными документами, связанными с национальными операциями НКВД. Он пытался установить, кого репрессировали по протоколам «троек» в Тульской области. В документах за период с 17 сентября по 15 ноября 1938 года по протоколам НКВД в СССР вынесли приговоры более 105 тыс. человек, из них 72 тыс. приговорили к расстрелу. Но в справке не были отражены сведения по Тульской области.
Весной 2021 года в УФСБ на запрос Прудовского ответили, что документы рассекречены, но доступ к ним ограничен (статья 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Прудовский обжаловал ограничение доступа к протоколам в Центральном районном суде Тулы, поскольку ограничение доступа к рассекреченным архивным протоколам не предусмотрено ни одним федеральным законом. На заседании уточнили, что засекречено само решение о рассекречивании протоколов "тройки". По ходатайству ответчика дело передали в Тульский областной суд.