Главный свидетель обвинения по делу «Сети»* Игорь Шишкин, который отсидел 3,5 года за участие в террористическом сообществе, попросил политического убежища в одной из европейских стран и рассказал, как сотрудники ФСБ пытали его для получения нужных показаний. По словам молодого человека, они избивали его, связывали в позу ласточки и мучили током. Об этом Игорь Шишкин сообщил в интервью изданию «Медиазона».
Сотрудники ФСБ задержали Игоря Шишкина 25 января 2018 года. По словам молодого человека, они пытали его в лесополосе на окраине Санкт-Петербурга: избивали руками и ногами, связывали в позу ласточки и пропускали электрический ток через провода, привязанные к большим пальцам рук. После этого Шишкин подписал показания об участии в террористическом сообществе и решил пойти на сделку со следствием.
«Я отнесся к аресту и посадке как к попаданию в плен и вспомнил, что в какой-то методичке говорилось, что главной задачей в плену является скорейшее освобождение без потери здоровья. Здоровья у меня немало отняли при задержании, поэтому хотя бы первую часть рекомендаций я хотел выполнить», — сказал Игорь Шишкин журналистам.
Молодой человек сообщил, что после избиения сотрудники ФСБ не стали помещать его в изолятор временного содержания, где пришлось бы фиксировать травмы. Для проведения медосвидетельствования Шишкина возили сразу в несколько больниц: в первом учреждении не оказалось лицензии, во втором дежурный врач настаивал на скорейшей госпитализации задержанного. В итоге процедуру провели в Александровской больнице, где Шишкина осмотрел врач и сказал, что он «жить будет».
По словам главного свидетеля обвинения, от него требовали подписать документ об отказе от общения с членами Общественной наблюдательной комиссии (ОНК). Но Шишкин не сделал этого, благодаря чему удалось зафиксировать травмы и предать это огласке.
Во время следствия Игорь Шишкин общался с другими фигурантами «пензенского дела» и не слышал от них упреков по поводу своей сделки со следствием. По его словам, каждый сделал свой выбор: большинство фигурантов продолжили настаивать на своей невиновности, чтобы «повлиять на становление гражданского общества». Он считает, что сделка стала единственно верным решением в ситуации, когда «правосудие в России ставит во главу угла первоначальные показания, полученные под пытками».
«Я сказал, что не готов жертвовать еще больший кусок своей жизни и здоровья на эти эфемерные цели», — сказал Шишкин.
Он уточнил, что «Сеть»* действительно существовала, но это были безобидные тренировки анархистов и антифашистов, «которые потом назвали террористической подготовкой». По мнению Шишкина, у многих участников организации* были «огромные проблемы с болтливостью, что и привлекло внимание спецслужб».
«Дело „Сети“* — довольно топорная попытка силовиков оправдать свое существование и огромное финансирование, а также получить новые погоны», — считает Игорь Шишкин.
Заместитель главного редактора «Медиазоны» Егор Сковорода подтвердил «7х7», что Игорь Шишкин и члены его семьи покинули Россию на прошлой неделе.
Бывший член питерской ОНК Екатерина Косаревская, которая в январе 2018 года зафиксировала травмы Игоря Шишкина и предала их огласке, считает, что в сегодняшних реалиях его признание ничего не значит для суда или ФСБ.
— В прекрасном мире это послужило бы основанием для немедленного пересмотра дела этой организации, освобождения всех фигурантов и их немедленной реабилитации. Потому что человек, на показаниях которого строится все дело «Сети»*, говорит, что его пытали и что эти показания не имеют ничего общего с реальностью. Еще в 2018 году было странно представить, что после заявлений о пытках все пойдет по другой дорожке, а в 2021 году — тем более, — сказала Екатерина Косаревская «7х7».
В 2019 году Косаревская вышла из ОНК, так как ей не стали продлевать полномочия.
Приволжский окружной военный суд 10 февраля 2020 года приговорил семь фигурантов дела «Сети»* к срокам от 6 до 18 лет. Судебная коллегия признала их виновными в создании террористического сообщества и подготовке к насильственному свержению конституционного строя. По словам фигурантов, сотрудники ФСБ выбивали у них чистосердечные признания, используя электрический ток в камерах пензенского СИЗО. По факту этих заявлений ни одно уголовное дело не было возбуждено. В июне 2020 года сроки от 5,5 до 7 лет получили два активиста из Санкт-Петербурга.