Активисты в Кирове 6 августа провели митинг против политических репрессий. К зданию администрации города вышло около 10 человек. Они потребовали освободить политиков Алексея Навального, Андрея Пивоварова, шамана Александра Габышева и других политзаключенных. На митинге побывала корреспондентка «7х7».
Организатор митинга Светлана Марина пришла к мэрии города к 14:45, но встала с плакатом ровно в 15 часов. За тем, чтобы акция не началась раньше времени, наблюдали представители администрации и полиция. К 15:10 подошли другие активисты, они принесли с собой плакаты «Россия будет свободной», «Мирный протест – не преступление» и другие. Светлана Марина сообщила корреспондентке «7х7», что на митинг заявили 10 человек и что это скорее «полупикет»:
— У нас времени на подготовку не было, потому что вся неделя прошла в судах. Сначала мы подали и выиграли иск (о неправомерном отказе мэрии согласовать митинг - прим. ред.) в Первомайском суде. Затем внезапно узнали, что [мэрией] подана апелляция, и в этот же день в 16 часов состоялся суд. Это было 5 августа. Суд мы выиграли.
По словам Светланы, кировские активисты около пяти лет пытались провести митинг в поддержку политзаключенных на площадях города, но из-за закона о демонстрациях и митингах, который был принят в 2016 году в Кировской области, им это не удавалось. С ноября 2020 года из-за пандемии коронавируса в регионе также запретили проведение публичных массовых мероприятий. Но активисты решили все же добиться разрешения на митинг, заметив, что на площадях проходят ярмарки, парады и празднуют День Города.
Как рассказывает Светлана Марина, сейчас проводить акции можно, но активисты боятся, что это «только везение».
— Мы хотим жить в нормальной стране. И не хотим, чтобы людей наказывали за политические взгляды, чтобы были какие-то политические гонения за то, что люди ищут правду. Мы хотим, чтобы люди свободно выражали свою точку зрения. Без этого нет будущего, — уверена Светлана Марина.
Во время акции активисты читали истории политзаключенных, рассказывая о причинах их задержания. Например, участник митинга Сергей Дядькин, стоявший с плакатом в поддержку шамана Александра Габышева, выступал против использования психиатрии в политических целях:
— Такая практика - злоупотребление психическим диагнозом, лечение и содержание в изоляции - уже применялась советской властью. Вынесение психиатрического диагноза позволяло властям избегать гласного судебного процесса. Инакомыслящих отправляли в психиатрические больницы без суда и на неопределенный срок.
Активист Владимир Киселев вышел с плакатом «Свободу не выбьешь ударами дубинок». Корреспондентке «7х7» он пояснил, что пришел на митинг, так как не мог остаться равнодушным:
— Сейчас очень тревожная ситуация с политзаключенными. Меня пугает, что у нас население положительно относится к Сталину. Из-за этого может повториться та история, что вновь будут сотни тысяч посажены и расстреляны. До этого остался один шаг. Поэтому важно обращать внимание граждан, которые, возможно, не замечают, что происходит вокруг. А митингами мы можем показать [это].
Во время митинга вокруг активистов собиралось по 3–4 человека, но до конца никто не оставался. Трое мужчин из прохожих выкрикивали: «Посмотрите, они за Навального!» - и хохотали в ответ на реплики активистов. Не поддержала акцию и пенсионерка Надежда. Она долго наблюдала и прислушивалась к рассказам активистов. Но узнав, что те выступают в поддержку политзаключенных, женщина возмутилась, сообщив корреспонденту «7х7», что «Навальный — вор и жулик».
Были и те, кто поддержал активистов. Толпа подростков, проходя мимо, прокричала: «Свободу Навальному!», а некоторые прохожие одобрительно замечали: «Молодцы!».
Активисты завершили акцию скандированием «Свободу Навальному!» и «Свободу политзаключенным!», растянув плакат «Россия будет свободной». После уже по традиции включили песню «Перемен» группы «Кино», но не успели дослушать ее до конца. Ровно в 16:00 представитель мэрии прервал митинг, сообщив, что время вышло.