Родственники фигурантов дела «Сети»** опубликовали открытое письмо Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову с требованием провести проверку. Поводом стали допросы осужденных по делу «Сети»** Андрея Чернова и Василия Куксова, проведенные на минувшей неделе без адвокатов в удмуртской и нижегородской колониях. То, что их подзащитных допросили по делу о двойном убийстве под Рязанью, «7х7» подтвердили адвокаты Станислав Фоменко и Александр Федулов.

 
 Что известно об убийстве в рязанском лесу

В октябре 2017 года в лесу под Рязанью обнаружили останки молодого мужчины. Только в конце 2018 года выяснилось, что это Артем Дорофеев — знакомый фигурантов дела «Сети»** Михаила Кулькова и Максима Иванкина. В феврале 2019 года Иванкина и Кулькова, находившихся в пензенском СИЗО по делу об участии в террористическом сообществе, допросили в качестве свидетелей по делу об убийстве.

В феврале 2020 года интернет-издание «Медуза»* опубликовало монолог Алексея Полтавца, который рассказал о причастности некоторых фигурантов дела «Сети»** (Максима Иванкина и Дмитрия Пчелинцева) к убийству Артема Дорофеева и его знакомой Екатерины Левченко. 4 марта 2020 года следователи нашли останки Левченко — они находились недалеко от того места, где обнаружили Дорофеева. Расследованием уголовного дела о двойном убийстве занялся Центральный аппарат следственного комитета (СК).

Полтавец, сознавшийся в убийстве Дорофеева, скрывается за пределами России и проходит по делу свидетелем. Добиться от СК комментариев по существу уголовного дела «7х7» не удалось до сих пор.

От комментариев отказались и фигуранты дела «Сети»** Максим Иванкин и Дмитрий Пчелинцев. В сентябре 2020 года Пчелинцев назвал обвинения Полтавца «голословным безумием» и сказал «7х7», что будет давать комментарии только после того, как следователи объявят хотя бы его статус по этому делу.

По словам Виктории Фроловой, которая прожила с Алексеем Полтавцом два года на Украине, тот говорил осенью 2017 года, что якобы сам убил Екатерину Левченко и Артема Дорофеева, перерезав им горло. Иванкина на месте преступления, по его словам, не было.

 

К Андрею Чернову, отбывающему срок в удмуртской ИК-5 в Сарапуле, следователь приходил 15 июня. Со слов адвоката, следователь угрожал привлечь Чернова в качестве соучастника убийства, если тот «не надумает» давать показания на другого фигуранта, Максима Иванкина. Андрей Чернов отказался отвечать на вопросы без адвоката.

Через два дня - 17 июня - следователь приходил к Василию Куксову в лечебно-исправительное учреждение №3 в Нижегородской области (в пензенском СИЗО Куксов заболел туберкулезом). Его тоже допросили по «рязанскому» делу о двойном убийстве без адвоката.

Адвокат Чернова Станислав Фоменко сказал корреспонденту «7х7», что будет обжаловать действия следователей в прокуратуре.

Фигуранты дела «Сети»** во время одного из заседаний суда. Фото Евгения Малышева

После визитов следователей, 18 июня родители фигурантов дела «Сети»** опубликовали очередное открытое письмо Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову. Они потребовали от него провести собственную проверку и не пересылать их жалобы на действия следователей СК, ФСБ и сотрудников ФСИН в другие правоохранительные органы. Также родственники фигурантов попросили Игоря Краснова предоставить им материалы предыдущих проверок.

"В конфиденциальном общении с адвокатом отказывают под предлогом пандемии, в то время как для ФСБ и СК все двери открыты, и допросы проходят прямо в кабинетах начальников колоний", - написали родственники фигурантов в обращении. Они также пожаловались, что региональные прокуратуры игнорируют их просьбы и не изымают записи с камер видеонаблюдения в колониях и с нагрудных видеорегистраторов сотрудников ФСИН, ссылаясь на то, что видео уже уничтожены, хотя по закону они должны храниться до года.  

В начале апреля 2021 года фигуранты дела «Сети»** Максим Иванкин и Михаил Кульков также сообщили родственникам о том, что следователи пытались допросить их по делу об убийстве в рязанском лесу. Через несколько дней об этом же сообщил из мордовской колонии Илья Шакурский. Всех троих пытались допросить без адвокатов, за отказ от допросов их отправляли в штрафной изолятор.

Следствие по «рязанскому» делу ведет Главное следственное управление Следственного комитета России. Редакция «7х7» еще 8 апреля направляла редакционный запрос в Следственный комитет с просьбой прокомментировать слова фигурантов дела «Сети»** и их адвокатов по поводу допросов и помещения в ШИЗО, но ответ из ведомства так и не пришел. 


Приволжский окружной военный суд 10 февраля 2020 года приговорил семерых фигурантов дела «Сети»** к срокам от 6 до 18 лет. Судебная коллегия признала их виновными в создании террористического сообщества и подготовке к насильственному свержению конституционного строя. По словам фигурантов, сотрудники ФСБ выбивали у них чистосердечные признания при помощи электрического тока в камерах пензенского СИЗО. По факту этих заявлений ни одно уголовное дело не было возбуждено.

Приговор вызвал большой резонанс в обществе. Волна поддержки резко спала только после того, как интернет-издание «Медуза»* опубликовало монолог Алексея Полтавца, который рассказал о причастности фигурантов дела «Сети»** Максима Иванкина и Дмитрия Пчелинцева к убийству двух человек в лесу под Рязанью.  

27 апреля Верховный суд рассмотрел кассационные жалобы фигурантов дела «Сети»** и оставил приговор в силе. Защита планирует добиваться отмены приговора в Европейском суде по правам человека.

** В материале упомянута организация, деятельность которой запрещена в РФ. Фигуранты заявляют, что организации «Сеть»** никогда не существовало.

* выполняет функцию иностранного агента. Мы ставим эту пометку по требованию Минюста и Роскомнадзора. Мы не согласны с законами, обязывающими делать эту маркировку.