Новгородский районный суд 24 мая огласил решения по четырем задержанным участникам Всероссийского съезда муниципальных депутатов (Земского съезда). Их обвинили в нарушении антиковидных ограничений (часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ) и в неповиновении требованиям полицейских (статья 19.3 КоАП РФ). Рассмотрение одного из дел длилось семь часов, передает корреспондент «7х7».
На Земском съезде, который проходил в Великом Новгороде 22 мая, полиция задержала организатора мероприятия бывшего депутата Тимирязевского района Москвы Юлию Галямину, муниципальных депутатов из Ямало-Ненецкого автономного округа и Санкт-Петербурга Александра Бондарчука и Виталия Боваря и председателя городского отделения партии «Яблоко» в Великом Новгороде Виктора Шалякина.
За неповиновение требованиям полицейских суд арестовал Галямину на семь суток, Бондарчуку назначил 80 часов обязательных работ, а Шалякина и Боваря оштрафовал на 3 тыс. руб. каждого. Кроме того, Бондарчук получил штраф в 5 тыс. руб. за нарушение антиковидных ограничений.
Как передает корреспондент «7х7», заседание по делу Галяминой длилось больше семи часов. Представитель ответчика вызвал свидетелей из числа полицейских, включая начальника УМВД Великого Новгорода Сергея Максимова, который проник в один из залов заседания Земского съезда.
Максимов заявил о том, что на съезде присутствовало более 30 человек (в регионе установлено ограничение на массовые мероприятия в связи с указом губернатора о режиме повышенной готовности). При этом он не смог сказать, сколько было человек в помещении.
— Я думаю, где-то 32–34 человека. Я видел, как люди ходили во второй зал, — добавил он.
Другой полицейский утверждал, что оба помещения можно считать как одно, так как, по его словам, они смежные. В ответ адвокат Галяминой Михаил Бирюков предоставил схему помещения и попросил отметить, какие именно помещения на ней являются смежными. На схеме первый и второй залы разделены коридором с туалетом.
Оба представителя полиции признались на суде, что не считали число присутствовавших на мероприятии людей и руководствовались только приблизительными оценками и тем, что видели в онлайн-трансляции.
— Сам полковник Максимов подчеркнул, что он пришел разгонять собрание оппозиционных депутатов. Такое впечатление складывается, будто коронавирус спрашивает у собравшихся: «А как вы относитесь к Владимиру Владимировичу Путину?», — сказала на суде Юлия Галямина.
Судья и участники процесса посмотрели видео с Земского съезда, на которых пытались найти людей без масок. Полицейские утверждали, что видели четырех человек. От вызова других свидетелей судья отказалась. Спустя два часа после окончания судебного заседания она вернулась из совещательной комнаты и назначила Галяминой семь суток административного ареста за неповиновение требованиям полиции. Сторонники бывшего депутата назвали это решение «позором».
— Судья, очевидно, понимает, что это решение несправедливое и незаконное, но она, по всей видимости, подчиняется телефонному праву, — отметила Галямина после суда. — Было слышно, что у нее дрожал голос. Ей ведь с этим теперь жить.
Заседание, на котором рассмотрят протокол о нарушении антиковидных ограничений в отношении Юлии Галяминой, пройдет 26 мая. Аналогичное дело Виктора Шалякина рассмотрят 27 мая.
По словам привлеченных в качестве свидетелей полицейских, всего они составили 25 протоколов за нарушение антиковидных ограничений, еще «10 или 15» дел находятся на рассмотрении.
Защитник Галяминой, сотрудничающий с медиапроектом «ОВД-Инфо» адвокат Михаил Бирюков сказал корреспонденту «7х7», что подобные постановления суда могут стать поводом для ФСИН обратиться в суд для замены условного срока на реальный. В декабре 2020 года Юлию Галямину осудили по так называемой дадинской статье 212.1 Уголовного кодекса («Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия»). Суд назначил ей два года условно и такой же испытательный срок. В марте 2021 года Галямину лишили мандата.
Первый в новейшей истории России Земский съезд состоялся в Великом Новгороде 22–23 мая. В нем принимало участие около 50 делегатов. Для соблюдения указа губернатора о режиме повышенной готовности всех делегатов разделили на две группы (менее 30 человек каждая) и разместили в разных помещениях.
Несмотря на это, прибывшие в первый день съезда полицейские потребовали прекратить мероприятие, составили на большую часть делегатов административные протоколы. Начальник городского управления МВД Сергей Максимов заявил, что встреча проходит в нарушение коронавирусных ограничений, введенных губернатором, и потребовал прекратить мероприятие. Полицейские на несколько часов закрыли доступ в помещения съезда, включая вход в гостиницу «Россия», куда какое-то время не могли попасть даже ее постояльцы.
На второй день съезд продолжил работу в онлайн-формате. Участники Земского съезда выпустили заявление, в котором потребовали прекратить политические репрессии.