Корреспонденты «7х7» Евгений и Екатерина Малышевы подали заявления в региональное управление МВД и прокуратуру с жалобами на действия сотрудников полиции, которые препятствовали законной деятельности журналистов на акции 21 апреля в Пензе. Жалобы касаются в том числе замначальника городского отдела полиции Андрея Гаврюшина, который на камеру назвал работу журналистов провокацией и подчеркнул, что заявляет это как должностное лицо.
В Пензе несогласованная акция в поддержку Алексея Навального проходила на пешеходной улице Московской, рядом с памятником жертвам политических репрессий. Она длилась почти пять часов: последние участники вышли из оцепления сотрудников полиции в 23 часа 45 минут. Все это время акцию освещали корреспонденты «7х7» Евгений и Екатерина Малышевы. На них были жилеты ярко-зеленого цвета с надписью «Пресса», бейджи установленного образца, при себе имелись редакционные задания и удостоверения журналистов.
Несмотря на отличительные знаки работников СМИ, сотрудники полиции требовали, чтобы оба журналиста подписали предостережения о недопустимости участия в несанкционированных акциях. В 21:40 два сотрудника полиции без нагрудных жетонов, отказываясь назвать свои фамилии и звания, оттащили Евгения Малышева к служебному автомобилю и угрожали в случае отказа от подписи доставить его в территориальный отдел полиции. Это нарушение было снято на камеру. Еще один сотрудник полиции, представившись капитаном Мухаевым, заявил, что у полиции есть основания подозревать журналиста в том, что он является «одним из основателей и организаторов этого митинга».
Екатерину Малышеву на протяжении долгого времени также не выпускали из оцепления, заставляя подписать официальное предостережение. Кроме того, заместитель начальника городского УМВД полковник Андрей Гаврюшин угрожал ей «впаять 15 суток» за то, что она якобы мешала полиции выводить участников акции из оцепления. При этом журналист находилась в том месте, куда за несколько минут до этого ее попросил встать другой сотрудник полиции.
В 23:15 полковник Гаврюшин дал своим подчиненным прямой приказ препятствовать журналистам в проведении фото и видеосъемки. После этого как минимум пятеро сотрудников полиции сопровождали двух журналистов, закрывая своими телами объективы фото и видеокамер. На слова Евгения Малышева о том, что это нарушает закон «О СМИ» и создает препятствие работе журналистов, полковник Гаврюшин заявил дословно следующее: «Какая журналистская работа? Это провокация. Вы занимаетесь провокацией». При этом он подчеркнул, что заявляет это официально, в качестве должностного лица.
23 апреля корреспонденты «7х7» направили жалобы начальнику УМВД по Пензенской области Павлу Гаврилину и региональному прокурору Наталье Канцеровой. Они попросили проверить действия сотрудников полиции на наличие нарушений федеральных законов «О СМИ», «О полиции» и статьи 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов).
Также они потребовали от начальника регионального УМВД предоставить доказательства официального заявления полковника Гаврюшина о том, что корреспонденты «7х7» Евгений и Екатерина Малышевы занимались на митинге провокацией. В случае отсутствия таких доказательств журналисты попросили официально опровергнуть заявление должностного лица, не соответствующее действительности.
О своем намерении подать жалобу на заместителя начальника городской полиции Андрея Гаврюшина также сообщили пензенские коммунисты. По их мнению, полковник Гаврюшин дал ложные показания на комсомольца и депутата Пензенской городской думы Александра Рогожкина, которого задержали накануне акции 21 апреля.
Как следует из протокола, полковник Гаврюшин во время шествия 23 января предупреждал Рогожкина о том, что акция является несанкционированной. Сам Рогожкин заявил, что был в это время в другом месте и в шествии участия не принимал. На судебном заседании 22 апреля полиция так и не смогла предоставить фото- и видеодоказательств участия Александра Рогожкина в шествии. Однако судья Роман Танченко все равно назначил комсомольцу 30 часов обязательных работ.